3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Монолог сатина о человеке что такое правда. Сатин и его знаменитый монолог

Монолог Сатина о Человеке из пьесы Горького На дне

Когда я пьян. мне все нравится. Н-да. Он — молится?
Прекрасно! Человек может верить и не верить. это его дело! Человек —
свободен. он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум —
человек за все платит сам, и потому он — свободен. Человек — вот правда!
Что такое человек. Это не ты, не я, не они. нет! — это ты, я, они,
старик, Наполеон, Магомет. в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру
человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы. Всь — в
человеке, всь для человека! Существует только человек, все же остальное —
дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит. гордо!
Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть. не унижать его жалостью.
уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это. чувствовать
себя человеком. Я — арестант, убийца, шулер. ну, да! Когда я иду по
улице, люди смотрят на меня как на жулика. и сторонятся и оглядываются.
и часто говорят мне — «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего?
Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком
заботятся о том, чтобы быть сытыми. Не в этом дело, Барон! Не в этом дело!
Человек — выше! Человек — выше сытости.

Когда я пьян, мне нравится всё.
Ну да, он молится, это прекрасно!
Верить, не верить – дело его…
Ведь он свободен и споры напрасны.

Он может всё… и за всё платит сам:
За веру, за чувства, за ум и обман,
За то, что поверил чужим словесам.
За данную правду – хвала небесам.

Что же такое, скажи, Человек?
Не ты и не я, не они – вовсе нет.
Это мы, это я, Бонапарт, Магомет
В одном… понимаешь? Мы все – Человек

Это огромно. В этом утро и вечер.
Все в человеке и все – человечье.
Есть только он, ну а все, что иное-
Труд его мозга, творенье чудное.

Великолепно, звучит это гордо…
Будь человеком, себе лишь покорным
Надо его… в душе… уважать…
Но… не жалеть… и не унижать

Надо уважить, откроем Бурбон,
Выпьем за Человека, Барон!
Как хорошо это чуять себя
Таким же, как он, хоть и пачканный я:

Жулик, убийца, шулер… ну да…
На улицу выйду, и люди тогда
С укором глядят, да всё сторонятся,
Но говорить в лицо не боятся:

«Эй, Шарлатан, Мерзавец, Работай!»
И дело не в том, что мне не охота.
Работать? Зачем. Чтобы быть сытым?
Всех презирал я, чьё брюхо набито.

Просто я знаю, что кто-то услышит,
Дело не в том… скажу я, Барон,
Всегда Человек был сытости выше,
Будет всю жизнь выше сытости он.

Читать еще:  Как накачать волейбольный мяч без насоса. Как накачать мяч без иглы: «Медицинский» способ

Монолог Сатина о Человеке из пьесы «На дне» (Максим Горький)

Монолог Сатина о Человеке приведен в пьесе «На дне» (1902 г.) писателя Максима Горького (1868 – 1936), в действии 4. В монологе Сатина приведена знаменитая цитата: Человек – это звучит гордо.

В своей пьесе Максим Горький описал жизнь людей, опустившихся на самую нижнюю ступень общества, оказавшихся в ночлежках. Известно, что набирая материал для своей пьесы писатель посещал приюты и ночлежки, общался с теми, кого мы сегодня называем БОМЖами.

Один из центральных героев пьесы — Константин Сатин, бездомный пьяница, житель ночлежки для бедняков. При всех недостатках Сатина, он не приемлет лжи, считая, что она унижает достоинство человека, делает его рабом.

Монолог Сатина описан в действии 4 пьесы, когда, собравшись в комнате ночлежки, бездомные разговорились.

Отрывок из действия 4 пьесы «На дне»

«Татарин расстилает что-то на нарах, становится на колени и — молится.

Барон (указывая Сатину на Татарина). Гляди!

Сатин. Оставь! Он — хороший парень. не мешай! (Хохочет.) Я сегодня — добрый. черт знает почему.

Барон. Ты всегда добрый, когда выпьешь. И умный.

Сатин [ 1 ] . Когда я пьян. мне все нравится. Н-да. Он — молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить. это его дело! Человек — свободен. он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен. Человек — вот правда! Что такое человек. Это не ты, не я, не они. нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет. в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы. Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит. гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть. не унижать его жалостью. уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это. чувствовать себя человеком. Я — арестант, убийца, шулер. ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика. и сторонятся и оглядываются. и часто говорят мне — «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми. Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек — выше! Человек — выше сытости. «

Сатин и его знаменитый монолог. Разоблачение Луки

Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек. Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучит торжественном гимном слова о человеке, о его призвании, о его силе и его красоте: “Человек — вот правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит гордо!”

Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл…Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Пепел. Это чувствовал сам писатель и объяснил это тем, что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора), но героев, которых изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому и вкладывает свои мысли Горького в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.

Читать еще:  Подъем туловища в римском. Подъемы на римском стуле

Многие свои мысли вкладывает автор в уста Сатина. Порой странно слышать такие высокие слова от каторжника и шулера. Мы понимаем, что в Сатине погибли недюжинная натура, сильный, ясный ум. Гордые слова о человеке стали крылатыми, они заставляют верить, что люди достойны лучшей участи.

Сатин высказывает общую мысль о свободном человеке. Он разоблачает утешительную ложь старца Луки, который, видя муки обездоленных, бескорыстно старается помочь им, облегчить страдания, умиротворить.

Сатин выступает против вредности лжи и философии рабской покорности и долготерпения: “Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, тем ложь нужна… Одних она поддерживает, другие прикрываются ей… Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека”. Актеру Сатин говорит, что Лука “наврал” насчет бесплатной лечебницы. Клещу, мужу Анны, который продал все инструменты, чтобы похоронить жену, Сатин советует “ничего не делать” и “просто обременять землю”: “Подумай — ты не станешь работать, я — не стану…еще сотни…тысяч…все! — понимаешь? Все бросают работать!” Сатин в шутку советует Пеплу убить Костылева и жениться на Василисе. Когда убийство действительно совершается, Сатин успокаивает Пепла, вызываясь быть свидетелем защиты. Несмотря на ироническое отношение к Луке, после его исчезновения Сатин говорит, что тот не был шарлатаном: “Человек — вот правда! Он это понимал Он врал… но — это из жалости к вам”. Хотя Сатин заявляет, что “ложь — религия рабов и хозяев”, но, по его словам, Лука подействовал на него, “как кислота на старую грязную монету”; Сатин произносит абстрактно-“революционный” монолог о человеке как высшей ценности. В этом монологе Сатина в полный голос звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку: “Надо уважать человека! Не жалеть, …не унижать его жалостью,… уважать надо!” Он убежден в том, что следует не примирять человека с действительностью, а заставлять саму действительность служить человеку, потому он поднимает знамя борьбы за Человека с большой Буквы!

Решение вопроса, что же надо делать, чтобы изменить жизнь и уничтожить “дно” дает в своих речах Сатин, образ которого полнее оттеняет вредность утешительных проповедей Луки. Утешители ненавистны Горькому, и в образе Луки писатель разоблачил их несостоятельность. С большой разоблачающей силой Горький обрушился на буржуазную философию утешительной лжи. Лука считает всех людей ничтожными, жалкими, слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и нуждающимися в соболезновании и утешении. Лука — сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые жадно хватались отчаявшиеся слабые люди. “Мне — все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха ни плоха”, — говорит он. Втайне он уверен в том, что реальное положение человека изменить нельзя, поэтому ко всем подходит с утешительной ложью. И таким образом Горький находит в лице Сатина образ, разоблачающий сострадание Луки и одновременно заявляет свое мнение к поставленному им же вопросу. Горький однозначно против никчемной лжи и унижающей жалости. Словами Сатина Горький выступает за высокую правду, правду окрыляющую человека, открывающую перед ним перспективы борьбы за счастье.

Читать еще:  Язь в мае. Рыбалка в мае: кого, на что и как ловить

Протест Сатина против существующих порядков, по существу, сводится к проповеди ничегонеделания, его психология — не психология труженика, не психология борца, он отравлен ядом индивидуализма, находится во власти иллюзий о личной свободе на дне жизни. Среди героев пьесы нет бывших рабочих, бывших пролетариев, т. е. представителей единственного подлинно революционного класса начала ХХ века. Бубнов и Клещ — мелкие ремесленники, мелкие буржуа, а не пролетарии. Перед нами люди, утратившие классовую принадлежность, вышвырнутые обществом из своих рядов. Каждый из них только за себя, чувство социальной солидарности им чуждо.

Горький не идеализирует этот образ: как и другие босяки, Сатин не способен ни к общественно-полезному труду, ни к революционному действию, он заражен анархическими настроениями. В нем немало пороков, привитых ему ночлежкой: он пьяница, шулер, подчас жесток и циничен, но все-таки от других босяков его отличает ум, относительная образованность и широта натуры.

Знаменитые слова, сказанные им, самые высокие мечты предреволюционного периода и получили реальное воплощение лишь в нашу эпоху. Такое высказывание воспринималось как революционный призыв, как “сигнал к восстанию”. Заявляя о своей глубокой вере в творческие силы, разум и способности свободного человека, Горький утверждал высокие идеи гуманизма. Вся пьеса этими словами проникнута верой в человека. Горький понимал, что в устах спившегося босяка Сатина речь о гордом и свободном человеке звучала искусственно, но она должна была звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы автора и отмечая эту речь: “ кроме Сатина …некому сказать, и лучше, ярче сказать — он не может”. Горький давал понять за какими силами будущее. Сатин готов уважать в человеке лишь сильные стороны и считает. В принципе, Сатина нельзя назвать жестоким человеком, которому нужна “сильная личность”, управляющая толпой. Он хочет видеть людей сильными и свободными, а такими они могут стать, только уйдя со “дна”. По мнению Сатина как раз идеи Луки и мешают этому. В словах Сатина “Правда — бог свободного человека!” заключается некоторое внутреннее противоречие. Выходит, будто свободный человек не свободен от правды, а, значит, лишён выбора между “богом свободного человека” и “религией рабов и хозяев”, то есть попадает в зависимость от правды.

Сатину также принадлежит последняя реплика в пьесе; на слова Бубнова о том, что, Актер повесился, он отвечает: “Испортил песню…дурак!” Точка зрения противостоит как утешительной лжи Луки, так и бесперспективному нигилизму и скептицизму Бубнова, который втаптывает человека в грязь, лишает его крыльев. Сатин проповедует веру в человека, в его творческие силы. Но следует, однако, отметить, что не всегда следует отождествлять Сатина с Горьким. Писатель отдал Сатину много своих мыслей, но идейное содержание пьесы шире и глубже, чем содержание сатинских монологов.

Источники:

http://www.stihi.ru/2011/11/12/6451
http://dslov.ru/txt/t471.htm
http://m.studwood.ru/1345527/literatura/satin_znamenityy_monolog_razoblachenie_luki

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector