44 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика измерения пульса пульсометрия ее проведения. Проведение пульсометрии на уроках физической культуры

Методика измерения пульса пульсометрия ее проведения. Проведение пульсометрии на уроках физической культуры

5 10 15 2 0 25 30 35 40

III. Анализ и оценка пульсометрии

Пульс испытуемого до начала занятия 90 уд/мин. После бега пульс повысился до 108 уд/мин., а после упражнений в беге, в том числе специально-беговых упражнений пульс повысился еще на 48 уд/мин (156 уд/мин). За 1 мин восстановления пульс опустился всего на 12 уд/мин. При общеразвивающих упражнениях, направленных на развитие силовых способностей (статические упражнения) показатели ЧСС ученика держались на 144 уд/мин., а при беге упал до 126 уд/мин. После упражнения на скоростные способности (челночный бег с разных стартовых положений) пульс возрос до 162 уд/мин. При выполнении акробатических элементов пульс испытуемого был примерно на одном уровне 138 уд/мин, за исключением кувырка в длину (144 уд/мин) и лазания по канату (150 уд/мин). После броска в кольцо в беге (132 уд/мин) показатели ЧСС при перестроении резко понизились до 108 уд/мин, как и при упражнениях на растяжку в конце занятия (108 уд/мин). Во время игры на внимание данный частоты сердечных сокращений повысились до 132 уд/мин. В конце занятия пульс вернулся к исходному (90 уд/мин).

Выводы:Изначально пульс ученика был не много выше среднего, что говорит о психологическом состоянии испытуемого, возможно, он нервничал из-за присутствия на уроке новых людей. За все время занятия пульс учащегося не превышал 162 уд/мин, однако, за 1 мин. восстановления пульс упал всего на 12 уд/мин., что говорит о среднем уровне физической подготовленности учащегося. По данным пульсометрии можно сделать вывод, что урок физической культуры был направлен на развитие физических качеств.

Предложения: Учащемуся необходимо регулярно заниматься физической культурой помимо учебных занятий для повышений восстановительных процессов в организме.

Групповой руководитель практики ______________________

Статья: “Проведение пульсометрии на уроке физкультуры”

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Проведение пульсометрии
на уроках физической культуры

Пульсометрия урока физической культуры или его части помогает оценить соответствие нагрузки возрасту, индивидуальным особенностям учащихся, содержанию и условиям проведения занятий. Пульсометрия играет вспомогательную роль в контроле за уроком физического воспитания в школе. На основании показателей пульса выясняется реакция сердца на нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этих реакций на протяжении всего урока, что позволяет оценить эффективность регулирования нагрузки. Для этого вычерчивается физиологическая «кривая нагрузки».

Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности. При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд/мин. Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд/мин, соответствует порогу тренирующей нагрузки. В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд/мин. Верхняя граница ЧСС после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы – 170–180 уд/мин.

Читать еще:  Стили катания на горных лыжах. Основы техник и стили катания на горных лыжах

Диапазон нагрузок высокой интенсивности составляет 161–175 уд/мин, средней интенсивности 130–160 уд/мин и низкой – 110–130 уд/мин. В каждый урок рекомендуется включать 2–3 коротких «пика» нагрузки продолжительностью до 2 минут – при ЧСС 90–100 % от максимальной.

При проведении пульсометрии на уроке физкультуры частота сердечных сокращений подсчитывается в течение 10 секунд в наиболее характерные моменты урока: за 5 минут до звонка, на 1-й минуте урока; после подготовительной части урока, 2–3 раза в течение основной части (до и после основных упражнений); после заключительной части урока.

Оценка пульсовых данных и пульсовой кривой должна сопровождаться всесторонним анализом. Показатели пульса у разных лиц, как и у одного и того же лица в разное время и при разных обстоятельствах, не совпадают. Измеряют же, как правило, частоту сердечных сокращении лишь у одного занимающегося. Кроме того, следует иметь в виду, что эти изменения происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые в уроках физического воспитания нередко достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые фиксируются частично в графе «Примечания».

Содержание и порядок записей ясен из названия отдельных граф протокола.

Для обеспечения информативности данных важно соблюдать следующие условия:

– своевременно подготовить часы (с секундной стрелкой) или секундомер, который включается по звонку и не выключается до конца урока (без этого невозможно оформить кривую нагрузки);

– подготовить протокол для черновой записи показателей;

– заблаговременно выбрать объект наблюдения – по возможности наиболее значимый для анализа. Это должен быть «средний» ученик, характеризующий основную массу учащихся данного класса. Характеристику намеченного ученика дает учитель физического воспитания.

По возможности можно наблюдать за работой нескольких разнотипных представителей класса (и подсчитать у них пульс): девочки и мальчика; сильного и слабого по подготовленности учеников, старательного и нерадивого и т. п. В этом случае каждого ученика наблюдают разные люди. Анализ и обобщение всех данных можно поручить одному из помощников, который оформляет соответствующие материалы.

Намеченного для наблюдения ученика необходимо заблаговременно предупредить, поставив его в известность о цели, содержании и порядке предстоящей процедуры. Подсчитывается пульс перед выполнением упражнений или серии упражнений и сразу после их выполнения. Для этого хронометрист должен своевременно подойти к занимающемуся, чтобы не отвлекать его и избежать паузы после выполненной работы, причем желательно все измерения производить, когда занимающиеся находятся в одной и той же свободной основной стойке.

Читать еще:  Расписание как правильно качаться. Как накачаться в домашних условиях с нуля

После окончания урока полученные десятисекундные показатели пульса переводят в минутные, по которым оформляется графическое изображение динамики пульса в течение урока – его «кривая».

При анализе полученных данных учитывается тип урока и запланированное в конспекте содержание. Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности.

По высоте «кривой» условно можно судить об интенсивности нагрузки, а по величине площади «кривой» и проекций от исходного пульса – об ее объеме. Записи в примечании дают ответ на возникшие вопросы.

Для того чтобы анализ полученных данных был достаточно убедительным, необходимо изучить специальную литературу о функциональных особенностях сердечной деятельности учащихся соответствующего возраста.

Графическое изображение динамики пульса

Графическое изображение динамики пульса

Оценка объема и интенсивности нагрузки в уроке.

Анализ полученных данных и графическое изображение динамики показателей пульса свидетельствуют о значительном объеме и интенсивности нагрузки в уроке.

Рекомендации проводящему урок.

Урок типа совершенствования усвоенного материала должен характеризоваться более высокими нагрузками.

Несмотря на ценность основной части урока, на 21-й минуте урока наблюдалась слабая организация занимающихся, что привело к нарушениям дисциплины, снижению моторной плотности урока и неоправданному снижению ЧСС.

Хорошо была организована игра, поэтому ЧСС была достаточно высокой, что позволило сохранить оздоровительную направленность урока.

Необходимо уделять внимание и заключительной части урока, так как она призвана обеспечивать целесообразное восстановление функций организма и переход к последующей деятельности. После выполнения игры на внимание обязательно следовало дать упражнения на дыхание и расслабление (это отсутствовало в данном уроке).

Протокол
наблюдения за пульсом
(образец оформления)

Предмет наблюдения – изменение пульса учащегося _______________

в процессе урока физической культуры в _________ классе, проведенного «___» ______ ____ г.

1. Обучать броску с двух шагов.

2. Совершенствовать выполнение броска мяча двумя руками от груди.

3. Развивать скоростные способности и скоростную выносливость.

4. Добиваться внимательного отношения

Наименование действий, предшествующих
подсчету пульса

Пульсометрия

Выполнение физических упражнений вызывает определенное напряжение функциональных систем организма занимающихся. Мера этого напряжения, в зависимости от нагрузочных воздействий, может быть различной – от оптимальной до недопустимой. Поэтому определение меры нагрузочных воздействий является необходимым компонентам контроля за процессом физического воспитания учащихся.

О мере физической нагрузки в практике врачебно-педагогического контроля принято судить по реакции показателей деятельности различных функциональных систем и, в первую очередь, средечно-сосудистой. Достаточно информативным и наиболее доступным показателем деятельности сердечно-состудистой системы (ССС) является частота сердечных сокращений (пульс). Изменение частоты сердечных сокращений (ЧСС) – важнейший физиологический механизм, демонстрирующий адаптацию системы кровообращения к мышечной работе. Показатель ЧСС широко используется для оценки функционального состояния и адаптационных возможностей ССС, т.к. установлена линейная зависимость, между ЧСС и величиной физической нагрузки. Поэтому показатели ЧСС используют в качестве критерия при оценке тяжести нагрузки и ее переносимости (занимающимися физической культурой). Все способы измерения пульса объединяются общим термином “пульсометрия”.

Читать еще:  Как измерить правильно длину ног. Правила замера размера ноги для выбора обуви

Измерение пульса может осуществляться польпаторно (руками) или инструментально (с помощью различных приборов). В любом варианте измерения необходимо соблюдать требования стандартности, надежности и репрезентативности. Стандартность предполагает одинаковость условий измерения – по выбору участка тела (запястье, шея, висок, область, сердца), по исходному положению (лежа, сидя, стоя) по переводу, значений пульса в одну минуту. Надежность предполагает длительность измерения (5, 10, 15, 30 или 60), точность фиксации отрезков времени и т.п. Репрезентативность предполагает целесообразность выбранного варианта пульсометрии и количества измерений.

Для создания представления о составе показателей пульсометрии обсудим их некоторый перечень.

  • 1. Пульс покоя. Служит ориентиром для определения исходного состояния занимающихся. Кроме того, является исходной точкой для относительных расчетов других показателей и оценки степени восстановления после нагрузки.
  • 2. Пульс после нагрузки. Служит ориентиром (по величине сдвигов) в определении нагрузочного воздействия и особенностей индивидуальных реакций занимающихся.
  • 3. Средний пульс. Фиксируются несколько значений пульса на уроке. Полученные значения складываются и делятся на количество измерений. Например. Проведено за урок 5 измерений пульса. Их значения (из расчета за минуту) – 100, 120, 120, 180, 100, что составило сумму 620. Делим на 5 ( число измерений). Получаем средний пульс равный – 124. Величина среднего пульса позволяет соотносить различные занятия по степени нагрузочного воздействия, а также определять меру ее допустимости (при условии если отработано ориентировочное значение среднего пульса для занимающихся с различными возможностями). В принципе, можно ориентироваться на величины среднего пульса находящиеся в пределах 100-120.
  • 4. Суммарный пульс. Суммарный пульс (сумма всех измеренных показателей пульса за занятие) в большей мере дает такую же информацию как средний пульс. Однако с его помощью косвенно можно характеризовать уровень энергетических затрат занимающихся за урок.
  • 5. Усеченная пульсометрия восстановления. Служит показателем нормальности процесса восстановления, а значит адекватности (или неадекватности) нагрузочных воздействий. Кроме того, также косвенно характеризует уровень энергозатрат. Определяется этот показатель суммой значений пульса измеренного в начале каждой минуты (3-х или 5-ти) восстановительного периода.
  • 6. Разница максимального значения пульса на занятии (для наблюдаемого испытуемого) и пульса до начала занятия. По этому показателю можно судить об интенсивности нагрузки. Кроме того, соотнесение вычисляемой разницы в серии занятий позволяет судить об уровне адаптации и тренируемости занимающихся. Для оценки интенсивности нагрузки по пульсу можно ориентироваться на приводимую ниже таблицу.

Показатели пульса у школьников 7-14 лет при выполнении нагрузки разной интенсивности максимальной продолжительности

Источники:

http://studfile.net/preview/3239263/page:14/
http://infourok.ru/statya-provedenie-pulsometrii-na-uroke-fizkulturi-1291885.html
http://studwood.ru/1920258/pedagogika/pulsometriya

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: