Марматерапия энергетические точки йоги и аюрведы. Концентрация на мармах и точках – успокоение ума
Марма массаж
Традиционная аюрведическая процедура
Марма массаж – это традиционная аюрведическая процедура для стимуляции жизненно важных точек. Это традиционный кералинский аюрведический массаж с использованием трав, настоянных на аюрведических маслах. Выполняется терапевтом, используя его руку и ноги, применяя соответствующее давление к определенным жизненно важным точкам или частям тела. Marma массаж не только снимает боли в спине, жесткость в теле и спортивные травмы, но также стимулирует различные органы и системы организма.
Мармы – это некоторые жизненно важные области тела. Слово marma происходит от санскритских основ mru или marr. Санскритская фраза, Marayate iti marmani, означает, что есть вероятность смерти или серьезного ущерба здоровью после повреждения этих точек. Другим варианта перевода слова марма с санскрита, являются термины скрытый или секретный. Марма точка представляет собой соединение на теле, где встречаются две и более типа тканей, такие как мышцы, вены, связки, кости или суставы.
Марма массаж является важной частью аюрведы, поскольку включает в себя заботу в жизненно важных областях тела. Эффективное стимулирование этих областей может улучшить и поддержать хорошее состояние здоровья.
Прана это форма жизненной энергии. Прана пронизывает каждый уголок тела, питает, направляет и контролирует работу клеток и систем. Когда мармы поражены или неправильно функционируют, органы, связанные с каналами праны, становятся голодными. Какие-то органы становится больными, травмированными или парализованным в зависимости от того, какая часть праны утеряна.
Идея марма массажа состоит в том, чтобы очистить заблокированную энергию, стимулируя или успокаивая доши. Каждая марма точка имеет три рецептора, которые согласуются с тремя дошами. Во время массажа жизненно важные точки стимулируют в определенной последовательности, возможно с использованием определенных некоторых масел.
Согласно классической традиции, в теле насчитывается 107 марма точек. В тамильской традиции их 108, в традиции Калари насчитывается 365 марм. Расположение марма точек было подробно описано много веков назад в Сушрута Самхите, классическом аюрведическом тексте. Основные марма точки связаны с семью чакрами или энергетическим центрам тела, другие точки распределяются вдоль туловища и конечностей. Марма точки расположены как на передней части туловища, так и на задней. Согласно некоторым источникам 22 мармы находятся на нижних конечностях, 22 на руках, 12 точек в области груди и желудка, 14 на спине, 37 на голове и шее. Ум считается 108-й мармой. У каждой марма точки есть свое санскритское имя, данное Сушрутой, одним из отцов основателей аюрведической медицины.
Массаж марм включает в себя массаж всего тела с теплым лечебным маслом или без, со стимулированием или массированием марма точек на теле. Согласно психосоматической конституции или болезни, для марма массажа могут выбираться различные типы масел. Марма массаж – это мягкий плавный массаж, который может выполняться в синхронном ритме двумя массажистами, или с одним. Этот вид массажа включает в себя техники, разработанные с учетом знаний о каналах нади и местах их расположения. Марма массаж стимулирует или генерирует энергетические ресурсы и помогает протеканию жизненной энергии в человеческом теле. Он устраняет блоки в марма точках, обеспечивает физическую и психологическую расслабленность, наделяет силой.
Некоторые из преимуществ марма массажа
- повышение защиты от расстройств вата вата доши, позволяет расслабиться и снять нервное напряжение
- наполнение тела чистой энергией, устранение деструктивных эмоций
- способствует хорошему сну и отдыху
- балансирует доши, улучшает физиологическую устойчивость организма
- улучшает осанку, повышает иммунитет
История марма массажа
Точечный марма массаж зародился в южной Индии около 1500 года до н.э. Мастера калари, древнего боевого искусства, впервые открыли силу и важность марм. В сражениях бойцы калари нацеливались на мармы противника как способ причинить ему боль или травму. Согласно знаниям боевого искусства калари, у людей есть 12 марма точек, которые при ударе нокаутом могут вызвать мгновенную смерть. Эти места были настолько важны, что солдаты даже использовали доспехи, чтобы защитить свои марма точки и точки своих лошадей в бою.
Вместе со своей способностью убивать, знание о марма точках дало людям возможность исцелять. Раненых солдат лечили с помощью терапии мармы. Марма терапия использовалась для стимуляции тех областей, которые соответствовали травмам солдата. Например, если воин подвергся удару в тонкий кишечник, использовалась марма точка на задней части голени, которая соответствует непосредственно верхнему отделу кишечника. При массировании этой точки на поврежденную область будет направлен исцеляющий поток энергии. Со временем аюрведические врачи Индии узнали о возможностях этой техники и пригласили мастеров калари в больницы, чтобы научиться их искусству. Вскоре обучение марма терапии стало обязательным для хирургов, которые смогли работать с определенными проблемами пациентов, не рискуя их жизнями. В настоящие дни марма массаж по-прежнему является важным компонентом аюрведического лечения.
Использование марма точек
Боль в плече: потрите или примените мягкое надавливание на мармы Kshipra и Kurpara.
Боль в животе: потрите или примените мягкое надавливание на мармы Kurpara и Urvi.
Боль в груди: марма точки Kurpara, Urvi и Ani.
Шейная боль: используйте точки Kshipra, Kurpara и Ani.
Боль в ноге и в колене: мармы Kshipra и Gulpha.
Седалищная боль: точки Kshipra, Mulma, Gulpha.
Воздействие на Kurcha марма улучшает пищеварительный процесс и Агни (пищеварительный огонь), улучшает поток праны в руке, способствует остроте зрения.
Kurchashira марма поддерживает здоровое пищеварение и Агни (пищеварительный огонь) в целом, полезна для репродуктивной функции организма, успокаивает нервную систему, способствует здоровой мышечной системе, оказывает значительное влияние на мышцы рук.
Manibandha марма помогает уменьшить избыточные жировые отложения и поддерживать функциональное движение рук, активизирует репродуктивную систему, способствует здоровым суставам, росту костей, помогает снять скелетную боль.
Kshipra марма поддерживает функцию сердца, обеспечивает его смазку, помогает при проблемах с легкими, стимулирует лимфатическую систему, улучшает поток праны по всему телу, обеспечивает смазку легких.
Talahridaya марма поддерживает функцию сердца и легких, хороша для передачи и получения исцеляющей энергии, помогает укрепить иммунную систему.
Атлас локализации марма точек
Марма точки головы, шеи, груди и живота
Марма точки головы и шеи
Shankha, Apanga, Karnamula 1, Karnamula 2, Kapola madhya, Kantha, Kanthanadi, Jatru, Akshaka, Siramantha, Mantha, Karnapali, Karna urdhva.
Марма точки груди и живота
Agra patra, Surya или Anashaya, Pliha, Nabni, Nabhi 1, Nabhi 2, Nabhi 3, Nabhi 4, Basti, Bhaga, Vankshana, Lohita, Yakrut, Vankri.
Марма точки ног и стоп
Марма точки ног
Lohitaksha, Sakthi urvi, Janu, Charana, Pada charana, Pada kshipra, Sphij, Indrabasta, Parshni.
Марма точки стопы
Kshipra, Padamadhya, Talhridaya, Kurchshira.
Марма терапия
Доктор Пратиш, BAMS, MD(Ay), потомственный марма терапевт, клиника Самвартика (Samwarthika)
Аюрведа – священная наука; древние провидцы развили это знание для того, чтобы служить человечеству, показывая принцип восприятия организм целостным образом.
В существующих 8 ветвях аюрведы, Шалья тантра является важной частью, касающейся хирургии, ортопедии и других методов. Практика марма терапии входит в состав ортопедического направления в аюрведе. В одной из древних альтернативных Аюрведе Сиддха медицине, больше опыта работы с марма точками и их применением.
Мудрец Агастья написал трактат о применении и использовании марма точек, привел их описание и схемы расположения. Рассказал о терапевтически важных точках в деталях, как внедрить это в практику, поскольку это очень практическая наука, а не полностью теория, требующая суровой практики и усердия для обретения опыта. В Индии эта наука передавалась традиционным образом через семьи, от родителей детям. Такие семьи и традиции все еще существуют в настоящее время. Практика мармы, с использованием манипуляционных методов быстрого исцеления болезней, которые попадают в раздел ортопедии и неврологии, имеет жизненно важную роль и популярна в штатах Керала, Тамилнаду, Карнатака и Раджастан.
Прана, протекающая по телу, позволяет ваю (воздуху) создавать точки давления в теле. Давление воздуха важно при движении тела и в его функционировании. Без воздуха нет кровяного давления, что легко понять, если вы подумайте о двигателе и его работе. Давление поддерживается воздухом по принципу всасывания и толкания по всему телу.
Мармы – это жизненно важные точки, расположенные по всему телу и связанные с давлением воздуха и праной. Они называются Вата стханами, что означает – точки праны. Существуют каналы течения Праны по всему телу, которые называются нади, их 72000 по всему телу, начиная с каналов ида, пингала, ваджра, сушумна нади и т. д. Чтобы понять мармы, нужно полностью понять поток праны и каналы нади человеческого тела.
В аюрведе определены 107 марма точек и мест их локализации, разделенных по функциональным и лечебным аспектам. Это число указывается всеми мудрецами аюрведы. Наука Марма видья занимается изучением и пониманием этих 107 жизненно важных точек, воздействия на них в болезненных состояниях.
Боевое искусство Калари, распространенное в Керале, использует знание о мармах для нападения на своего противника, для защиты и исцеления при нарушениях в мармах. Человек может быть защищен и его здоровье может быть поддержано, используя восстановление с помощью внешних методов лечения. Процедуры дхара, применение пасты, способы перевязки, методы сведана и самана, могут быть использованы для возвращения к нормальной жизни с получением быстрых результатов.
Марма терапия прекрасно применяется при таких заболеваниях, как выпадение межпозвонковых дисков, суставные дислокации, функциональные нарушения при несчастных случаях, заболевания шеи и плеча, боли в пояснице, ишиас, остео артрите коленей, при многих заболеваниях костей и суставов.
аюрведа
Информационный портал в Украине
Энергетические точки нашего тела. Мармы.
В нашем теле находится множество энергетических каналов, каждый из которых отвечает за работу органа или систему в нашем организме. Места пересечения этих каналов образуют некие энергетические узлы называемые в аюрведе – мармами.
Мармы в своем роде выступают индикаторами состояния здоровья. Если в нашем организме начинается болезнь – эти точки первыми сигнализируют о неполадках в нем.
В местах расположения мармы могут появиться дискомфортные ощущения, боль при надавливании, скопление солей, зуд или гнойнички. Непосредственное воздействие на мармы в аюрведе называется мармотерапия.
Марматерапия выступает как вспомогательное средство в процессе исцеления как от физических так и психологических недугов.
Работа с энергетическими точками может быть как прямая, так и косвенная. К примеру, во время выполнения асан в йоге за счет растяжки, сжатий и скручиваний происходит стимуляция марм. Еще одно средство работы с энергетическими потоками и мармами – это массаж тела. К примеру, во время процедуры классического аюрведического массажа, когда тонкая струя масла льется в центр лба, происходит активная работа с энергетическим центром, называемым третьим глазом. После такой процедуры появляется устойчивое чувство ясности ума и внутреннего спокойствия.
Прямое воздействие на энергетические каналы через мармы оказывает процедура иглоукалывания. Это очень мощный инструмент воздействия на наш организм. Процедуру иглоукалывания может выполнять только высокопрофессиональный мануальный терапевт. Неумелое обращение с иголками может привести к очень серьезным негативным последствиям. Об этом стоит помнить, даже когда вы прокалываете уши. Большое скопление марм присутствует на мочках ушей, и даже в современной медицине прокол ушей считается не такой уже безопасной процедурой, поэтому ее всегда должен делать врач.
Если вы практикуете самомассаж уделяйте внимание ушам, особенно мочкам – разминание ушей прекрасно тонизирует организм помогает взбодриться и убрать сонливость.
Множество марм расположено на ступнях ног. Проекцию почти каждого органа можно найти на ступнях ног. С чего следует сделать вывод, что надо внимательно относится к обуви которую вы носите. Ноги должны находиться в комфортном состоянии, а это исключает каблуки и узкую и неудобную обувь. Очень полезно ходить босиком по траве, песку или гальке, так как в это время происходит активная стимуляция марм на стопе.Таже стимуляция точек происходит при использовании специальных ковриков и массажеров.
Некоторые мармы вам возможно знакомы, к примеру, точка в центре лба, так называемый третий глаз.
Массаж этой точки поможет сконцентрироваться и устранить головные боли. Марма в районе окончания грудной клетки имеет связь с сердцем, а также она помогает наладить пищеварение. Ели у вас проблемы со сном проработайте марму расположенную ниже пупка на расстоянии трех пальцев. Изучив расположение необходимых вам точек на теле вполне можно самостоятельно выполнить точечный массаж. Эта процедура не займет много времени. Достаточно 2-3 минут для каждой мармы .
Техника выполнения точечного массажа не сложная: большим пальцем правой или левой руки, кому как удобно, в районе расположении мармы совершите 5 круговых движений по часовой стрелке увеличивая радиус и 5 круговых движений уменьшая радиус, повторить три раза. Очень часто во время точечного массажа используют соответствующее эфирное масло для усиления эффекта. (см.таблицу).
Точечный массаж лучше выполнять перед сном или в любое другое спокойное время, когда вы никуда не торопитесь и можете позволить себе расслабится. Если вас заинтересовал точечный массаж в таблице ниже вы найдете расположение некоторых марм и их связь с физиологией. Оставайтесь здоровыми!
Концентрация на мармах и точках – успокоение ума
Концентрация внимания на точках тела, мармах обращает все чувства внутрь себя и в итоге успокаивает ум.
Привязанность к чувственным наслаждениям развивается в каждом из нас чуть ли не с рождения. Мы млеем, когда кашемировый свитер ласкает кожу, и часто не в силах отказаться от нежного тортика «Тирамису». Не удивительно поэтому, что многим может показаться трудновыполнимой практика пратьяхары, пятой из восьми ступеней йоги, описанных Патанджали. В переводе с санскрита «пратьяхара» означает «сдерживать» и заключается в обращении внимания, которое обычно направлено на внешние объекты, внутрь, к самому себе.
В результате наши чувства: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, – подобно верным псам, следуют за сознанием и тоже обращаются внутрь. Мы перестаем отвлекаться на то, что происходит вокруг, и успешно фокусируем внимание. Подобная работа готовит нас к последующим ступеням классической практики – дхаране (концентрации) и дхьяне (медитации). Пратьяхару обычно уподобляют черепахе, которая втягивает ножки под панцирь. А один из ранних толкователей Патанджали, Вьяса, очень точно сравнил наши чувства с роем пчел, а сознание – с пчелиной маткой: «Подобно тому как пчелы следуют за маткой и успокаиваются в минуты ее отдыха, чувства прекращают свою работу, когда прекращаются колебания ума».
Энергетическая лестница
Яркие образы и метафоры, столь любимые восточными философами и активно используемые в определении пратьяхары, безусловно, помогают понять суть практики. Но вместе с тем Патанджали и его толкователи почти не уделили внимания конкретным рекомендациям по ее выполнению. К счастью, несколько вполне определенных техник все же существует. Одна из них дана в произведении «Йога-Яджнавалкья Гита» (Йогическая песнь Яджнавалкьи), написанном в форме диалога между мудрецом Яджнавалкьей и его супругой Гарги.
Техника Яджнавалкьи – вайю-пратьяхара (удержание ветра) или прана-пратьяхара (удержание жизненной силы) – заключается в том, что ученик последовательно сосредоточивает внимание на мармах – жизненных точках в теле. Их количество варьируется в зависимости от источника (например, в традиционных аюрведических текстах называют 107). Но в Песни Яджнавалкьи их всего восемнадцать. Это большие пальцы ног, лодыжки, середины икр, «корни икр», колени, середины бедер, промежность, «центр тела», органы репродуктивной системы, пупок, сердечный центр, «колодец горла», корень языка, основание носа, глаза, межбровье, лоб, макушка. Яджнавалкья рекомендует начинать с концентрации на макушке и заканчивать большими пальцами ног. Однако движение снизу вверх тоже вполне допустимо, и многие предпочитают именно этот вариант.
Технику вайю-пратьяхара можно использовать в качестве самостоятельной дыхательной практики или как подготовку к пранаяме. Работа с мармами может носить и терапевтический характер: каждая жизненная точка энергетически связана с определенным органом или системой (нервной, кровеносной и т. п.). Поэтому массаж или воздействие иного рода на ту или иную марму может благотворно влиять на соответствующую систему или орган. Более подробно о марматерапии написано в книге Д. Фроули, С. Ренаде и А. Леле «Марматерапия. Энергетические точки йоги и аюрведы».
Система точек
Приступая к вайю-пратьяхаре, примите удобную позу сидя или любую другую, в которой вы можете расслабиться, например Шавасану. Начните с упрощенного варианта, ограничившись двенадцатью мармами: большими пальцами ног, лодыжками, серединой икр, коленями, серединой бедер, промежностью, пупком, центром сердца, «колодцем горла», межбровьем, лбом и макушкой. Включить в практику остальные точки можно будет позже.
Чтобы отчетливо осознать каждую точку, прикоснитесь к ней рукой. Можно даже представить, что в каждой из них присутствует ваше любимое божество, учитель или мантра. Затем сосредоточьте внимание на больших пальцах ног (или на макушке, в зависимости от того, в каком направлении вы решили двигаться) и представьте, что дышите ими: каждый вдох и каждый выдох текут через пальцы.
Продолжайте осознанно продвигаться по двенадцати ступеням «энергетической лестницы»: вы можете концентрироваться на каждой марме в течение одного-двух циклов дыхания или задерживаться на каждой из них на более длительное время. В первом случае вы учитесь быстро и четко направлять внимание и дыхание в определенную область, во втором – удерживать внимание на объекте.
Работать с последовательностью можно по-разному. Например, «пробежаться» по всем центрам один раз, используя технику как своеобразную разминку перед медитацией. А можно двигаться вверх и вниз несколько раз, превращая процесс в самостоятельную медитативно-дыхательную практику, – в этом случае в конце выполните короткую Шавасану.
По мере овладения техникой можно увеличивать количество марм, постепенно доведя его до восемнадцати. А затем поэкспериментировать с нетрадиционными точками – большими пальцами рук, основанием черепа, ушами. Если верить Яджнавалкье, пратьяхара предупреждает все болезни, приводит к внутреннему освобождению и – самое заманчивое – продлевает жизнь. «Преданный практик будет жить, пока не угаснут звезды и Луна», – говорит мудрец. Будем надеяться, что пенсионный фонд нас в этом поддержит.
Источники:
http://ayurvedaland.com/marma-massage.html
http://www.ayur-veda.lviv.ua/energeticheskie-tochki-nashego-tela-marmy/
http://yogajournal.ru/body/practice/meditation/kontsentratsiya-na-marmakh-i-tochkakh-uspokoenie-uma