Кто создал хк цска василий сталин. Гибель команды ввс – novaj_volna — livejournal
ВВС – «Ватага Василия Сталина»
Как появилась аббревиатура привилегированного рода войск
Основная задача аббревиатуры – экономия речи и письменного текста. Аббревиатуры возникают, живут и исчезают, повинуясь историческим законам – законам развития человечества. Такая история есть и у аббревиатуры ВВС.
Если на улице любого из городов России прохожего спросить «что такое ВВС?», половина ответят: ВВС – Би-би-си (от англ. British Broadcasting Corporation) Британская телерадиовещательная корпорация. Немногие из опрошенных переведут ВВС как военно-воздушные силы. Ну и обязательно найдется самый «продвинутый» респондент, воспринимающий аббревиатуру ВВС как виртуальный выделенный сервер.
В недалеком прошлом была еще одна расшифровка ВВС – «Ватага Василия Сталина». Младший сын Сталина, Василий, был одержим спортом. После войны, будучи командующим ВВС Московского военного округа, Василий Сталин стал создавать спортивные команды Военно-воздушных сил в командных видах спорта – футболе, хоккее, волейболе, баскетболе. Команды ВВС формировались из лучших спортсменов спортивных обществ, которым назначались повышенные зарплаты, выделялись квартиры, устанавливались льготы. Генерал Василий Иосифович Сталин выступал как спортивный меценат и был готов выполнить любое желание своих любимцев, лишь бы они были первыми в спортивных состязаниях. Если бы было возможно, сын Генералиссимуса Советского Союза мог бы пригласить и заокеанских звезд, ведь его административные и финансовые ресурсы практически не знали границ.
В связи с такой селекцией спортсменов болельщики прозвали команды ВВС – «Взял Всех Спортсменов». Регулярно появляющаяся информация о «вольностях» и происшествиях со спортсменами Сталина-младшего вне спортивных арен (ЧП в ресторанах и общественных заведениях, хулиганство на улице т.д.) закрепили за ВВС еще одно название «Ватага Василия Сталина».
Не все спортсмены переходили «под крыло» сына Сталина. В отличие от спортивной звезды футбола и хоккея ЦДКА послевоенной поры – Всеволода Боброва, хавбек «Спартака» Никита Симонян отказался играть за ВВС. За знаменитым тренером Николаем Старостиным на Дальний Восток был послан личный самолет Василия Сталина. И это несмотря на то, что после тюремного заключения, тренеру было запрещено посещать Москву и крупные города СССР.
В этот период команды ВВС показали свои наивысшие спортивные достижения. Хоккейный клуб трижды становился Чемпионом Советского Союза и завоевал кубок страны. Даже авиационная катастрофа 5 января 1950 года, когда под Свердловском (сейчас Екатеринбург) разбилась «ледовая дружина» вместе с тренерским штабом, не повлияла на спортивные амбиции и результаты «летчиков». За короткий срок была вновь собрана одна из сильных команд СССР.
В 1952 году мужская волейбольная и баскетбольная команды ВВС стали Чемпионами страны. Чуть хуже результаты были на футбольном поле. Высшим достижением «летчиков» стало четвертое место в 1950 году.
Позднее за ВВС стали выступать легкоатлеты, боксеры, гимнасты, велогонщики и т.д. Многие выходцы из клубных команд ВВС входили в состав сборной страны. Патроном «летчиков» создавались все условия для тренировок. Был перестроен легкоатлетический манеж, создали велосипедную и мотоциклетную базы, которые выросли в спортивно-технический комплекс на Ленинградском проспекте. Построили даже конюшни, ведь не случайно первым председателем Федерации конного спорта СССР с 1947 по 1952 год был Василий Сталин, знаковая фигура того времени.
Спортсменов ВВС можно с уверенностью назвать первыми профессиональными спортсменами нового социалистического общества. Со смертью И.В. Сталина данная практика была прекращена и забыта на долгие десятилетия.
Название «Ватага Василия Сталина» прекратило свое существование и практически забыто. Но живет аббревиатура ВВС, и лётчики по-прежнему являются представителями одного из самых привилегированных родов войск.
Хоккейные трагедии. Василий Сталин, как погибла команда лётчиков-ВВС
Хоккей с шайбой в нашей стране стал развиваться в середине 30-х годов. С каждым годом популярность “канадского хоккея” росла, в отличии от “русского хоккея”, до войны чемпионатов и розыгрышей кубка СССР не проводилось. Первый чемпионат СССР был проведён в сезоне 1946/47 годов, чемпионом стало московское “Динамо”. Василий Сталин, сын вождя СССР, был лётчиком, и как известно был любителем спорта. Авторитет военнослужащих после ВОВ был неимоверно высок, но Василию Сталину хотелось выделить среди всей армии “летчиков”. Благодаря влиянию на своего отца, он добился того, что было учреждено спортивное общество ВВС- только для летчиков. Аналогичные общества
имела МВД-“Динамо”, и армия- ЦСКА.
ВВС МВО(Военно-воздушные силы Московского военного окргуа) приняло участие в первом чемпионате СССР. Первым тренером команды стал Анатолий Тарасов- легендарный советский тренер. В том же первом сезоне в команде играл его брат Юрий Тарасов, и другой легендарный тренер Борис Кулагин. В первом сезоне, команда выступила так себе. В следующем сезоне, Тарасов уже тренировал хоккейный ЦДКА. Перед сезоном 1949/50 годов, в команду ВВС МВО перешли Виктор Шувало и Всеволод Бобров. У команды Матвея Гольдина, главного тренера ВВС МВО, были большие планы по покорению хоккейного Олимпа страны.
Однако, в плане ледовой дружины вмешалась трагедия. 7 января 1950 года команда ВВС МВО должна была отправится в Челябинск на очередной матч с местным “Дзержинцем”. Для столь далёкого перелёта, по личному указанию Василия Сталина, был выделен военный самолёт Ли-2 ( рег.№ 42) был выделен для перелёта ХК ВВС МВО.
Самолёт Ли-2, в аналогичном самолёте разбилась хоккейная команда ВВС МВО.
В 6 часов утра самолёт вылетел с аэродрома на Ленинском проспекте из Москвы (с промежуточной остановкой в Казани) в Челябинск. На борту, находилось 6 членов экипажа, а также 13 человек хоккейной команды. Уже в полёте, лётчики получили данные о невозможности приземления из-за нелётной погоды в Челябинске. После чего, командир Ли-2 Иван Зотов принял решение садиться на запасном аэродроме в Свердловске. Метеоусловия были наихудшими в тот момент, была метель,и дул сильный порывистый ветер. К великому сожалению, самолёт столкнулся с землёй во время захода на посадку.
Естественно, реакция Василия Сталина была мгновенной, тут же за расследование катастрофы взялся Ф. Ф. Прокопенко, который служил в управлении “боевой” подготовки МВО.В результате расследования, по мнению Прокопенко, катастрофа произошла из-за целого ряда неблагоприятных факторов. Помимо нелётной погоды, к гибели самолёта привели негативные последствия ведомственные деррективы по управлению полётами. Так, местные диспетчеры сначала заводили на посадку «свои», пассажирские самолёты. И, чтобы военный самолёт не создавал помех этим «бортам», его отправили в зону ожидания, на верхние эшелоны. Но, ожидание разрешения длилось достаточно долго.
За время, пока судно находилось в воздухе, на улице стемнело. Самолёт изрядно потряхивало, на борту пассажиры стали беспокоиться, экипаж также поддался волнениям. Как утверждается, хоккеисты сбились в хвост самолёта, что создало определённые проблемы в пилотировании. В нескольких километрах от аэродрома Кольцово находилась другая, плохо оборудованная ВПП военного аэродрома Арамиль. Данный аэродром имел свой радиопривод с частотами, которые были близки к частотам аэродрома Кольцово, и с близким курсом захода на посадку. На него, к сожалению, ошибочно настроился штурман Ли-2 капитан Пономарёв. Майор Иван Зотов, был опытным военным лётчиком, проходя по этому приводу, посадочную полосу не обнаружил и решил уйти на второй круг. На второй заход при снижении, самолет включил прожектор, который в условиях интенсивного снегопада создал «экран», похожий на светящуюся стену. Это и стало последним, роковым обстоятельством. Всего было выполнено три захода на посадку. В итоге, самолёт с хоккеистами упал в районе, где через годы будет построена ныне существующая новая ВПП аэропорта Кольцово. Так что, кто приземляется в Екатеринбурге, пролетают через это место.
Самолёт совершил столкновение с землёй, но возгорания не было, однако удар был такой силы, что выжить никому не удалось. Тела погибших были страшно изуродованы и не подлежали опознанию. Всех кто погиб, похоронили на кладбище поселка Кольцово в братской могиле. Через какое-то время, в память о погибших на братской могиле был установлен памятник.
Матч “Дзержинец”-ВВС МВО был проведён, а тренером был объявлен Бобров, главные лидеры команды попали в список спасшихся. Тот сезоне, команда доиграла чемпионат двумя пятёрками и заняла 4 место.
Погибшие члены команды ВВС МВО: Иван Новиков – крайний нападающий, Зденек Зикмунд – нападающий, Юрий Тарасов – нападающий, брат Анатолия Тарасова, Харри Меллупс – вратарь сборной СССР, Роберт Шульманис – защитник, Евгений Воронин – защитник, Юрий Жибуртович – нападающий, Николай Исаев – второй вратарь команды ВВС, Александр Моисеев – нападающий, Василий Володин – нападающий, Михаил Альперин – врач команды ВВС, Алексей Галкин – массажист команды ВВС, Борис Бочарников – защитник, играющий тренер
Как вспоминал Бобров, оставшихся хоккеистов вызвал к себе Василий Сталин и сказал: “Случилось несчастье. Команда разбилась. Вам надо собраться и поездом ехать в Челябинск на игру”. Остатки команды выехали поездом через Свердловск, по пути они побывали в ангаре аэродрома, где лежали искорёженные тела бывших одноклубников. После игры хоронили всей командой с воинскими почестями.
P.S. Главный тренер Матвей Гольдин был отстранён от управления командой за пару недель до авиакатастрофы. Всеволод Бобров, как утверждал он сам проспал, хотя самолёт задержали на 2 часа, в итоге стал лучшим бомбардиром чемпионата. Виктора Шувалова оставили в Москве, так как перед сезоном он перешёл из местного “Дзержинца”. Он занял второе место в списке бомбардиров. Также, в сезоне принимал участие и Виктор Тихонов, легендарный тренер.
“Проходит время, следы заметая, а лётчики в небе песни слагают. “
Вины Сталина в гибели команды ВВС нет
7 января 1950 года при заходе на посадку в свердловском аэропорту Кольцово разбился самолет «Си-47», известный как «Дуглас», пассажирами которого были 11 хоккеистов ВВС МВО, их врач и массажист. Но только сейчас нам стала известна точная причина трагедии.
Лишь спустя 19 (!) лет автор этих строк, приложив немало настойчивости, убедил Главлит дать разрешение на публикацию самой первой в стране информации о трагедии в Кольцове. В результате на страницах еженедельника «Футбол-Хоккей», тогда воскресного приложения к газете «Советский спорт», в номере от 26 января 1969 года появилась корреспонденция, в которой впервые сообщалось, что 7 января 1950 года разбилась команда ВВС, поименно назывались погибшие хоккеисты и сопровождавшие их врач и массажист. А вот экипаж погибшей машины не был представлен, в то время я еще не знал имен летчиков.
Молчание как норма жизни
Полное молчание в связи с авиакатастрофой под Свердловском не было случайным. На протяжении десятилетий цензурой запрещалось сообщать о землетрясениях в нашей стране или крушениях поездов, о разбившихся самолетах. Даже о Чернобыле (уже при Горбачеве) мы узнали позже, чем весь мир. А что говорить о 1950 годе? По радио, с киноэкранов, из книг звучало, что советская авиация лучшая в мире, а тут погибает краснозвездный самолет (экипаж составляли военные летчики), правда, иностранного производства. К тому же катастрофа произошла спустя две с половиной недели после широко отмечавшегося 70-летия Сталина.
Позднее мне довелось о гибели самолета с командой ВВС на борту рассказать на страницах выпускавшегося прежде еженедельника «Спортивная Москва» и журнала «Спортивная жизнь России». Неоднократно к этой теме обращался «Советский спорт», ставший единственной газетой, которая в прошлом году вспомнила об утрате, постигшей отечественный хоккей, в день 50-летия гибели команды ВВС.
Публикации вызвали отклики. Однажды мне позвонила Евдокия Илларионовна Зотова, жена командира воздушного корабля. Она рассказала, что 38-летний майор Иван Зотов был участником двух войн финской и Великой Отечественной, его наградили двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги». Осталась у него дочь. Но главное, что мне сообщила вдова, имена членов экипажа. Помимо Зотова это второй летчик В.Тараненко, штурман капитан А.Пономарев, борт-механик капитан М.Фомичев, радист лейтенант М.Демченко и механик старший сержант Д.Лукьянов. Потом эти имена обнародовал «Советский спорт», присовокупив их к печальному списку команды ВВС: вратари Харрий Меллупс и Николай Исаев, защитники Роберт Шульманис, Борис Бочарников (играющий тренер) и Евгений Воронин, нападающие Иван Новиков, Зденек Зикмунд, Юрий Тарасов, Юрий Жибуртович, Александр Моисеев и Василий Володин, врач Михаил Альперин и массажист Алексей Галкин.
Отклики поступали разные. Та же Зотова считала, что в гибели самолета повинен в первую очередь сын вождя Василий Сталин, которого она назвала самодуром. Зная, что лететь из Казани на Урал (сначала был взят курс на Челябинск) нельзя по погодным условиям, он тем не менее дал команду на взлет, и ее муж как военный человек не мог ослушаться генерала.
Роковая инициатива Бочарникова
Все это так. Василий Сталин действительно разрешил продолжать полет, несмотря на непогоду, но он это сделал по настоятельной просьбе Бочарникова, который, едва «Дуглас» приземлился в Казани, побежал звонить Хозяину, как спортсмены ВВС называли командующего авиацией Московского военного округа. Зачем позвонил в Москву? Хоккеисты знали, что по метеоусловиям Урал закрыт, а потому им придется неизвестно сколько времени «ждать погоду». По-человечески нетрудно понять защитника Бочарникова, перед самым полетом назначенного генералом Сталиным играющим тренером. Хоккеистам не хотелось томиться в казанском аэропорту, они желали побыстрее прибыть к месту назначения. Тем более что по воздуху от Казани до Челябинска, как говорится, рукой подать. Никто никогда не узнает, зачем Бочарникову понадобилось добираться до Челябинска на самолете. Команда ВВС не опоздала бы на матч, воспользуйся она железной дорогой.
Зотова винила в гибели самолета и Всеволода Боброва, которого хоккеисты тщетно ждали перед отлетом из Москвы целых два часа. Мол, не будь этой задержки с вылетом, глядишь, прямиком бы пошли на Челябинск, небо над Уралом было еще чистым. Но история не терпит сослагательного наклонения…
К сожалению, до последнего времени не удавалось узнать точную причину гибели «Си-47». Жена командира разбившегося воздушного корабля считала, со слов сослуживцев мужа, что «Дуглас» рухнул из-за потери центровки. Зотов не смог выравнять самолет якобы на высоте 200 метров. Но почему? Что случилось у летчика из полка правительственной связи? Говорили, что, по всей вероятности, на борту началась паника, по какой-то причине пассажиры, видимо, бросились в хвост машины. Из-за этого могла произойти потеря центровки…
Заслуженный юрист России, полковник в отставке Андрей Сухомлинов, автор книги «Эдуард Стрельцов. Трагедия великого футболиста», недавно выпустил еще одну книгу »Василий сын вождя», немало поработав во всевозможных архивах, использовав не публиковавшиеся прежде документы и фотографии (по его просьбе мною написана одна из глав в этой книге). Благодаря помощи Сухомлинова теперь можно поставить точку в истории с гибелью хоккейной команды ВВС и тем самым завершить поиск, продолжавшийся более трех десятилетий, причина катастрофы известна!
Оказывается, расследование катастрофы под Свердловском проводилось сразу же после случившегося. Был составлен подробный акт, но его надежно упрятали (теперь он хранится в Центральном архиве Министерства обороны). А упрятали по причине секретности, которой, как я уже заметил, в стране окутывали сообщения о катастрофах, землетрясениях, стихийных бедствиях.
НОРП неудовлетворительная организация руководства полетами вот что 7 января 1950 года привело к гибели 19 человек, в том числе 11 хоккеистов, многие из которых по праву считались сильнейшими в стране.
Рядом с аэропортом Кольцово под Свердловском находится другой аэродром Арамиль. Из-за халатности наземных служб в тот день приводные радиостанции на обоих аэродромах работали на одних и тех же частотах. Пономарев, штурман зотовского «Дугласа», попал на частоты радиостанций Арамиля, а самолет садился в Кольцове. Зотов направлял самолет по курсу и глиссаде, которые ему давал Арамиль, и шел по командам радиостанций этого аэропорта. В авиации это называется «золотая стрелка».
Ветераны ВВС СССР, самые знаменитые асы, пояснили нам с Сухомлиновым, что если четко выполняешь указания с Земли, то приземляешься как положено. Даже при нулевой видимости. Но если строишь маршрут для захода на посадку по частотам одной радиостанции, а садишься на другой аэродром, то произойдет катастрофа, как с самолетом Зотова: с 30 метров он рухнул на землю за пределами аэродрома, потеряв пространственную ориентировку.
Все это отражено в акте расследования. Никакой вины генерала Сталина в гибели команды ВВС нет.
Источники:
http://zen.yandex.ru/media/id/5a682c0c57906aa95c844e46/5b055ef2d7bf2195a208bf3d
http://sportgis.livejournal.com/11522.html
http://m.sovsport.ru/articles/60412-viny-stalina-v-gibeli-komandy-vvs-net