Кинестетические ощущения и их роль в построении образа тела. Статические и кинетические ощущения
СТАТИЧЕСКИЕ И КИНЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ
Оглавление раздела ощущения:
- Ощущение
- Рецепторы
- Классификация ощущений
- Органические ощущения
- Статические и кинестетические ощущения
- Кожная чувствительность
- Осязание
- Обонятельные и вкусовые ощ-я
- Слуховые ощ-я
- Зрительные ощ-я
Статические ощущения
Показания о состоянии нашего тела в пространстве, его позы, его пассивных и активных движений, равно как и движений отдельных его частей относительно друг друга, дают многообразные ощущения по преимуществу от внутренних органов, от мышечной системы и суставных поверхностей и отчасти от кожи.
В оценке положения тела в пространстве решающая роль принадлежит глубокой чувствительности. Основным органом для регулирования положения тела в пространстве является лабиринтный аппарат, а именно его вестибулярный аппарат — преддверие и полукружные каналы. Лабиринт сигнализирует положение головы в пространстве, в связи с чем происходит перераспределение тонуса мускулатуры. Целая серия экспериментальных головокружений от вращения, от действия на лабиринтный аппарат тепла, холода, действия гальванического тока показывает, насколько решающую роль играет лабиринтный аппарат в этих состояниях.
Центральным органом, регулирующим сохранение равновесия тела в пространстве, служит преддверие лабиринта — вестибулярный аппарат, иннервируемый вестибулярным нервом, который передаёт раздражения от расположенных в лабиринте статоцистов.
Высшим контролирующим органом равновесия является мозжечок, с которым связан соответствующими путями вестибулярный аппарат.
В то время как вестибулярный аппарат служит для определения и регулирования положения по отношению к вертикали, для определения вращательного и ускоренного поступательного движения собственного тела служат полукружные каналы.
Кинестетические ощущения
Ощущения движения отдельных частей тела — кинестетические ощущения вызываются возбуждениями, поступающими от проприоцепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах. [Так как подавляющее большинство проприоцептивных импульсов не осознаётся, то И. М. Сеченов назвал — очень удачно — мышечное чувство «тёмным».] Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение своих членов. Импульсы, поступающие в центральную нервную систему от проприоцепторов вследствие изменений, происходящих при движении в мышцах, вызывают рефлекторные реакции и играют существенную роль в мышечном тонусе и координации движений. Всякое выполняемое нами движение контролируется центростремительными импульсами с проприоцепторов. Выпадение проприоцептивных раздражений влечёт за собой поэтому более или менее значительное расстройство координации движений. Отчасти это нарушение координации может коррегироваться зрением. Кинестезия вообще находится в тесном взаимодействии с зрением. С одной стороны, зрительная оценка расстояний вырабатывается под контролем кинестетических ощущений; с другой стороны, вырабатывающиеся у нас в опыте, на практике зрительно-двигательные координации играют очень существенную роль в наших движениях, выполняемых под контролем зрения. В соединении с зрением, осязанием и т. д. кинестетические ощущения играют существенную роль в выработке у нас пространственных восприятий и представлений.
Роль мышечного чувства в воспитании зрения, слуха и других чувств была подмечена одним из первых выдающимся русским физиологом И. М. Сеченовым. В ряде работ и особенно в своей известной статье «Элементы мысли» Сеченов показал, что пространственное видение, глазомер осуществляются, во-первых, с помощью проприоцепторов глазных мышц, во-вторых, путём многократного сочетания оценки расстояний глазами и руками или ногами. По мнению Сеченова, мышца является анализатором не только пространства, но и времени: «Близь, даль и высота предметов, пути и скорости их движений — всё это продукты мышечного чувства… Являясь в периодических движениях дробным, то же мышечное чувство становится измерителем или дробным анализатором пространства и времени». [И. М. Сеченов, Элементы мысли. СПб., 1898. С. 187]
Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков. Существенной стороной автоматизации движений является переход контроля над их выполнением с экстеро- к проприоцепторам. Такой переход может иметь место, когда, например, пианист, выучив музыкальное произведение, перестаёт руководствоваться зрительным восприятием нот и клавиатуры, доверяясь искусству своей руки.
Кинестетические ощущения и их роль в построении образа тела
Описание: Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение своих частей тела. Взаимодействие: тактильные зрительные Собираемая информация: отражение положения частей тела отражение анализ пассивных движений особенно при статическом напряжении мышц анализ и синтез активных движений. Ощущения движения отдельных частей тела кинестетические ощущения вызываются.
Дата добавления: 2014-08-04
Размер файла: 17.05 KB
Работу скачали: 14 чел.
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
- Кинестетические ощущения и их роль в построении образа тела
Кинестетические ощущения это ощущения позы, движения отдельных частей тела, вызываются возбуждениями, поступающими от проприорецепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах. Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение своих частей тела. (корковые центры в предцентральной извилине) Импульсы, поступающие в ЦНС от проприорецепторов вызывают рефлекторные реакции и играют существенную роль в мышечном тонусе и координации движений. Любое выполняемое движение контролируется центростремительными импульсами с проприорецепторов. Выпадение кинестезии ведет к более или менее значительному расстройству координации движений, которое может отчасти корректироваться зрением. Кинестезия вообще находится в тесном взаимодействии со зрением. С одной стороны, зрительная оценка расстояний вырабатывается под контролем кинестетических ощущений, с другой стороны, зрительно-двигательные координации играют существенную роль в наших движениях, выполняемых под контролем зрения. В соединении со зрением, осязанием и т. д. кинестетические ощущения играют существенную роль в выработке у нас пространственных восприятий и представлений.
Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков. Существенной стороной автоматизации движений является переход контроля над их выполнением с экстеро – к проприорецепторам.
Кинестетические ощущения тесно связаны с образом телесного «Я», имеют огромное значение для осознания своего телесного бытия.
Кинестезические ощущения (от греч. kineo – двигаюсь и aisthesis – ощущение) – ощущения, дающие информацию о движении – и положении собственного тела, возникающие при раздражении проприорецепторов, расположенных в мышц.
Рецепторы: в мышечной ткани находятся окончания Руффини, в сухожилиях аппараты Гольджи, в капсулах мышц.
Функции: общественно-трудовое развитие, формирование способов взаимодействия с внешним миром.
Раздражитель: возбуждение и сокращение мышцы.
Собираемая информация: отражение положения частей тела, отражение анализ пассивных движений, особенно при статическом напряжении мышц, анализ и синтез активных движений.
Ощущения движения отдельных частей тела, кинестетические ощущения вызываются возбуждениями, поступающими от проприоцепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах.
Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение своих членов . Импульсы , поступающие в центральную нервную систему от проприоцепторов вследствие изменений, происходящих при движении в мышцах , вызывают рефлекторные реакции и играют существенную роль в мышечном тонусе и координации движений.
Всякое выполняемое нами движение контролируется центростремительными импульсами с проприоцепторов. Выпадение проприоцептивных раздражений влечет за собой поэтому более или менее значительное расстройство координации движений. Отчасти это нарушение координации может коррегироваться зрением. Кинестезия вообще находится в тесном взаимодействии со зрением. С одной стороны, зрительная оценка расстояний вырабатывается под контролем кинестетических ощущений; с другой стороны, вырабатывающиеся у нас в опыте, на практике зрительно-двигательные координации играют очень существенную роль в наших движениях, выполняемых под контролем зрения. В соединении со зрением, осязанием и т.д. кинестетические ощущения играют существенную роль в выработке у нас пространственных восприятий и представлений.
Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков . Существенной стороной автоматизации движений является переход контроля над их выполнением с экстеро- к проприоцепторам. Такой переход может иметь место, когда, например, пианист, выучив музыкальное произведение, перестает руководствоваться зрительным восприятием нот и клавиатуры, доверяясь искусству своей руки.
- Целостность образа восприятия и законы Гештальта.
Целостностью восприятия называется свойство восприятия, заключающее в том, что всякий объект воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого не могут быть наблюдаемы. Впервые целостность была изучена в рамках гештальтпсихологии. Эмпирически были выявлены два основных аспекта: влияние целого на восприятие частей и факторы объединения частей в целое. Главная эмпирическая сущность открытого гештальтизмом феномена целостности относится к первому аспекту и заключается в доминировании целостной структуры над её отдельными элементами. Это доминирование проявляется по-разному:
- Один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимаются по-разному (двойственные изображения – старуха и девушка)
- Если заменить отдельные элементы, но сохранить соотношения между ними, то общая структура образа останется неизменной (мелодии в разных регистрах)
- Сохранение интегральной структуры при выпадении её частей (штриховые изображения)
Общий смысл этих форм доминирования заключается в том, что конкретные характеристики отдельного элемента перцепта ограничены в свободе и детерминируются тем местом, которое этот элемент занимает в общей структуре гештальта. Также в гештальтпсихологии было накоплено множество фактов, воплощающих второй аспект: зависимость способов группировки от характеристик самих элементов. Были выделены несколько факторов …:
- Фактор общности: при прочих равных условиях в целостную структуру объединяются элементы по признаку наименьшего расстояния между ними.
- Фактор замкнутости: объединяются элементы, в совокупности, составляющие замкнутый контур или замкнутую трехмерную поверхность
- Фактор хорошей формы: объединяются элементы, образующие в целом особый класс так называемых хороших форм, то есть тел и фигур, обладающих свойством симметричности, периодичности, ритма и т. д.
- Фактор коллективного движения: элементы, совершающие совместное перемещение
- Фактор однородности: элементы с общими модельными или пространственными характеристиками (одной формы, одного цвета)
Таким образом, в обоих аспектах феномена целостности доминирование целостной структуры перцепта над его отдельными элементами и факторах объединения элементов в целое проявляется одна и та же тенденция уменьшения количества степеней свободы отдельных элементов, то есть уменьшение их независимости, что приводит к сокращению поступающей информации.
Целостность восприятия (англ. wholeness of perception ) свойство восприятия , состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не м. б. наблюдаемы (напр., тыльная часть предмета).
Если предметность характеризует различие в типе связи между элементами перцепта внутри образа отдельного предмета, с одной стороны, и связями этих внутрипредметных элементов с внешнефоновыми с другой, то целостность выражает общую специфику соотношения между любыми элементами перцепта и его интегральной структурой.
Гештальтпсихологией эмпирически выявлены два основных естественно вычленяющихся здесь аспекта
1) влияние целого на восприятие частей;
2) факторы объединения частей в целое.
Главное эмпирическое существо открытого гештальтизмом феномена целостности перцептивного образа относится к первому аспекту и заключается в доминировании целостной структуры перцепта над восприятием его отдельных элементов. Экспериментальный материал свидетельствует о наличии нескольких различных проявлений такого доминирования.
Первая из форм доминирования целостной структуры над ее элементами выражается в том, что один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимается по-разному. Это отчетливо демонстрируется характером восприятия двойственных изображений.
Вторая форма доминирования целостной структуры перцепта над его отдельными элементами выражается в том, что если заменить отдельные элементы, но сохранить соотношения между ними, то общая структура образа остается неизменной.
Эксперименты выявляют несколько факторов или эмпирических законов такой группировки элементов в целостную структуру. Факторы эти следующие:
- Фактор близости. При прочих равных условиях в целостную структуру объединяются элементы по признаку наименьшего расстояния между ними.
- Фактор замкнутости. В единую перцептивную структуру объединяются элементы, в совокупности составляющие замкнутый контур или замкнутую трехмерную поверхность.
- Фактор хорошей формы. Объединению подвергаются элементы, образующие в целом особый предпочтительный класс так называемых хороших форм, таких, например, как круг или прямая линия, т.е. тел или фигур, обладающих свойством симметричности, периодичности, ритма и т.д.
- Фактор коллективного движения. К объединению в группу тяготеют элементы, совершающие совместное перемещение (стая птиц, эскадрилья самолетов и т.д.).
- Фактор однородности, заключающийся в том, что детерминантой объединения элементов оказываются их общие пространственные или модальные характеристики; в единую группировку входят компоненты одной формы, одного цвета и т.д.
Гештальт (нем. gestalt форма, структура) основное понятие в гештальт-психологии, выступающее в качестве единицы анализа сознания и психики, которая обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания.
Термин предложен гештальт-психологией и стоит в ряду ее основных понятий. Первоначально применялся к описанию психики, но позже распространился на область физических, физиологических, социальных и других явлений. Понятие о гештальте зародилось при изучении сенсорных образований, когда потребовалось отграничить от входящих в их состав отдельных компонент (ощущений) способ их структурирования (например, хотя мелодия при исполнении в различных тональностях вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же). Этот способ и стал пониматься как гештальт. Иначе, он означает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания: движение кажущееся, озарение, восприятие мелодии, и пр. Гештальт-психология выдвинула как главную задачу изучение законов гештальта. Среди законов гештальта были выделены:
1) тяготение частей к образованию симметричного целого;
2) группировка этих частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия;
3) прегнантность – тенденция каждого психического феномена принять более определенную, отчетливую и завершенную форму.
Статические и кинестетические ощущения
Статические ощущения отражают положение тела и его двигательных органов в пространстве. В основе ориентировки в пространстве лежит статическая чувствительность. При изменении позы в рецепторах, расположенных в вестибулярном аппарате внутреннего уха, в мышцах, суставах, сухожилиях, коже стоп и глаз, возникает возбуждение — нервные импульсы, которые по проводящим нервным волокнам поступают в головной мозг, где вызывают ощущение статики. Статические ощущения способствуют уравновешиванию положения тела в пространстве, принятию позы при выполнении рабочих операций во время слухового и зрительного пространственного различений. Статическое чувство является индивидуальным и поддается тренировке. У зря-
чих людей оно особенно развито у гимнастов, акробатов, летчиков, космонавтов и у лиц других специальностей.
Статическое чувство изменяется с возрастом. В раннем возрасте у детей оно формируется со становлением позы ребенка и развитием общей двигательной чувствительности в результате сенсорного воспитания. Становлению статического чувства способствует развитие зрительной и слуховой чувствительности. Особенно на статическую чувствительность влияет отсутствие зрительного контроля за положением тела в пространстве у слепых и слабовидящих с малой остротой зрения.
Статическое чувство у лиц с нарушением зрения, корректируется участием слухового и проприоцептивного анализаторов, мышечной чувствительности рук, ног и рецепции стоп. Основное значение статической чувствительности проявляется в сохранении равновесия и пространственной ориентировки. Статические ощущения могут быть осознанными, или произвольными, и неосознанными, или непроизвольными. Оба вида ощущений, возникшие на основе статической чувствительности, чрезвычайно важны при осуществлении трудовой деятельности и различных операций, выполняемых верхними (руками) и нижними (ногами) конечностями, в зависимости от рабочей позы человека.
Важное значение в развитии статического чувства принадлежит движениям головы и шеи. Совместно со зрительным и слуховым анализаторами вестибулярный аппарат выполняет пространственную ориентировку благодаря движениям шеи и головы, которые позволяют выбрать удобную позу для осуществления рабочих операций во время игровой или учебной деятельности у зрячих и слабовидящих детей. Важная роль в формировании функциональной системы статического чувства принадлежит развитию рецепторных образований, становлению проводящих специфических и неспецифических путей анализаторов к коре головного мозга и мозжечку (рис. 15).
Своеобразно развивается статическая чувствительность у детей с частичной потерей зрения и у слепых. Особенностью формирования .статического чувства у лиц с глубоким нарушением зрения является частичное или полное выключение зрительной ориентировки и зрительного контроля. Выключение зрительного анализатора может существенно сказываться на сенсорном воспитании и развитии статического чувства. Статическая чувствительность у детей при значительной тренировке может повышаться.
Повышение статической чувствительности у слепых и слабовидящих в определенной степени является компенсаторной реакцией на потерю зрения. Вестибулярный аппарат у слепых и частичновидящих, получая дополнительную информацию от различных статорецепторов, информирует головной мозг о положении тела относительно окружающих предметов и при необходимости усиливает статическую чувствительность. .
Источники:
http://wiki.1vc0.ru/enciklopediya/psixologiya/razdely-psixologii/obshhaya-psixologiya/knigi-po-obshhej-psixologii/glavy-knig-obshhej-psixologii/staticheskie-i-kinesteticheskie-oshhushheniya.html
http://refleader.ru/rnabewatyaty.html
http://studopedia.ru/13_139297_staticheskie-i-kinesteticheskie-oshchushcheniya.html