Какой сноуборд выбрать новичку. Отличие борда для фрирайда
Так что такое Фрирайд и Фристаил?
Фрира́йд (англ. freeride) — катание на сноуборде или горных лыжах вне подготовленных трасс и, как правило, вне области обслуживания горнолыжной индустрии. Считается, что именно при катании по нетронутому снегу наиболее полно раскрываются все возможности сноуборда и горных лыж. Вместе с тем, фрирайдовое катание сулит и немало опасностей, связанных с незнакомой местностью, например возможностью схода лавин. По мнению ряда специалистов, новичкам в сноубординге и лыжах не следует торопиться с выходом за пределы трассы в горах, для этого следует уже иметь определённые навыки владения техникой катания. На протяжении последних лет ежегодно проводятся международные соревнования по фрирайду среди профессионалов и любителей.
Фриста́йл (англ. Freestyle skiing) — вид лыжного спорта, входящий в программу зимних Олимпийских игр. Дисциплинами фристайла являются лыжная акробатика, могул, ски-кросс, лыжный хафпайп, слоупстайл. К фристайлу принято относить и стиль ньюскул. Лыжный балет — одна из дисциплин фристайла, существовавшая до 1999 года, была исключена из программ официальных соревнований.
1) Выбор ростовки сноуборда- Фрирайд ( Новичок)
2) Выбор растовки для сноуборда – Фрирайд (Опытный Райдер)
3) Выбор растовки для сноуборда – Фристайл (Новичок)
4) Выбор растовки для сноуборда – Фристайл (Опытный Райдер)
На портале Vikids вы можете:
Какой сноуборд выбрать новичку. Отличие борда для фрирайда
Геометрия доски
Выделяют три типа геометрии борда:
– твин тип (twin);
– дирекшионал (directional);
– дирекшионал-твин – гибридный вариант.
Полностью симметрична конструкция, нос и хвост не отличаются друг от друга.
Это идеальная форма для фристайла, которая позволяет выполнять вращение и приземляться/двигаться любым концом одинаково эффективно.
Дирекшионал
Направленная форма, хвост уже и жестче, а нос длиннее и мягче.
Это вариант для глубокого снега, так как хорошо всплывает. Такое поведение обеспечено смещением центра тяжести к хвосту, закладные так же сдвинуты в сторону задней части.
Гибрид
Такая форма обладает особенностями обоих типов.
Борд симметричен, а закладные сдвинуты в сторону хвоста.
Это универсальный вариант, позволяющий кататься в различных условиях, но не позволяющий добиться каких-либо высот. То есть среднее катание, зато на любой трассе.
Профиль/прогиб
Существует 2 типа прогибов:
От двух базовых классов развилось множество вариаций прогибов, но именно они лежат в основе.
Кембер
Такая форма выглядит как арка над горизонтальной плоскостью. Это классика, подходящая для жестких склонов и более-менее подготовленных райдеров.
Рокер
Рокер – это противоположность кембера, дуга с одной точкой контакта (пока нет нагрузки).
Комбинации
Набравшись опыта можно поэкспериментировать с различными прогибами. Например, между креплениями – кембер, а по бокам рокер и наоборот.
Кант – это металлическая накладка, проходящая по всему периметру борда. За счет нее происходит зацепление со склоном, обеспечивающее контроль и стабильность в поворотах.
Есть 2 вида канта:
– классика. В этом случае металлическая вставка имеет только один радиус;
– сложные радиусы. В этом случае форма может быть любой, обычно это несколько радиусов или волнистая поверхность. Хороший пример последней – это magna traction, технология с волнообразными кромками, обеспечивающими лучшее сцепление со склоном (жестким) за счет многочисленных пятен контакта.
Талия
Талию называют так же вырезом. Для подготовленных склонов рекомендуется более узкая талия.
Для неподготовленных трасс лучше подойдет широкая, так как с ней возрастает «плавучесть» в рыхлом снегу.
Ростовка
Длина борда обычно указана на упаковке/доске, производители часто выпускают таблицы ростовок, которые позволят подобрать оптимальный размер.
Помимо этого существуют универсальные методы определения длины. В среднем борд, поставленный на один из концов, должен заканчиваться на уровне подбородка-носа райдера.
Фрирайдерские доски лучше подбирать максимально высокими, то есть достигающими вашего носа, что позволит получить большую площадь поверхности для рыхлого снега.
Обратный прогиб и сложные вырезы позволят уменьшить ростовку, но не потерять при этом контроль при скоростном катании.
Жесткость
Для фрирайда не нужны жесткие борды, так как рельеф диких склонов сложный. Мягкая доска позволит сгладить больше естественных неровностей и простит некоторые ошибки. Особенно важно это для начинающих сноубордистов.
Например мы при аренде сноубордов , выдаем новичкам мягкие доски, для того чтобы нашим клиентам было легче и быстрее научиться.
Размер ноги
Ширину борда нужно подбирать, исходя не только из желаемого поведения на склоне, но и из размера собственных ног. Если у вас слишком большие стопы, то нужно предусмотреть это и использовать доску с такой талией, чтобы носки/пятки не выступали сильно за пределы кантов.
Нужно добиться такого положения, которое не позволит ботинкам цепляться за склон при закантовке.
Итоги
Итак, выведем формулу идеального борда для фрирайда:
– геометрия дирекшионал или дирекшионал-твин (сноуборд лучше всплывает в снегу);
– рокер (на глубоком снегу лучше маневренность, всплытие, можно сэкономить на ростовке, а значит массе снаряжения);
– сложный кант, в идеале волнистый (повышает сцепление со снегом, особенно на твердых поверхностях, как лед и наст);
– талия широкая, чтобы доска не «тонула», подойдет чуть шире стандарта;
– жесткость низкая или средняя;
– по цене лучше выбирать модели среднего сегмента, избегая переплаты за топовые модели и откровенный китайский ширпотреб.
Основы фрирайда
Фрирайд – это один из сложных стилей катания, так как подразумевает покорение неподготовленных склонов. Однако, проще всего начинать освоение стиля на подготовленных трассах, вокруг которых почти всегда есть «дикие» участки.
Территория таких склонов лавинобезопасна, а в случае травмы или поломки снаряжения не составит труда получить помощь. Качество и стабильность покрытия всегда можно уточнить у администрации курорта.
Более опытным сноубордистам можно искать склоны вдали от курортов, но для безопасного их освоения потребуется специальное снаряжение.
Движения тела
Новички часто зарываются в снег, доску буквально утягивает в «паудер», зарывается нос. Опытные райдеры способны держаться на снегу, буквально лететь по его поверхности. Рассмотрим, что нужно делать, чтобы избежать первого и быстрее освоить второе!
Изначально нужно освоить правильную стойку:
– фрирайдеры часто держат руки на весу, поднимают вверх;
– плечи нужно аналогичным образом тянуть вверх. Важно не ощущать вес собственного тела, а вытягивать его, это позволяет сохранить центр тяжести и контроль;
– толчков ногами при этом быть не должно, иначе вы сразу уйдете в толщу снега.
Чтобы нос борда не зарывался в паудэр, нужно сместиться назад.
При смещении нельзя присаживаться на заднюю ногу, переносить на нее вес или отталкиваться от поверхности, результат всегда один – погружение и падение. Это происходит из-за того, что задняя нога является осью вращения, ее загрузка вызывает поворот борда и одновременное заваливание тела назад.
Немаловажной проблемой фрирайда является сложность подъема. Если вы упали, то рыхлый снег серьезно замедлит процесс подъема на ноги, так как найти точку опоры достаточно трудно, особенно если пухляк глубокий.
Чтобы уйти в сторону задней ноги и не утонуть, нужно почувствовать плечи, равномерно, затем начать крен назад, но без загрузки задней ноги, взгляд при этом непрерывно устремлен вперед.
В процессе движения нужно чувствовать нос доски, если этот момент упустить, то заваливание назад неизбежно.
Техника №1. «Игра в крабов руками»
Для этого нужно начать движение вперед, тело отклонено чуть назад, взгляд прямо. Если нужно повернуть в сторону задней ноги, достаточно начать аккуратно играть в краба задней рукой и наоборот.
В первую очередь нужно почувствовать габариты доски, после этого будет значительно легче контролировать ее поведение и свои движения.
Для движения прямо необходимо:
– держать руки ровно и не опускать;
– на них нужно концентрироваться;
– держать выше солнечного сплетения, стоит опуститься ниже этого центра и руки перестанут помогать;
– расположить кисти вперед;
– ладони повернуты вниз;
– в локтях руки полусогнуты.
Сложность обучения фрирайду в том, что оно проходит на малой скорости, на которой катание само по себе хуже поддается контролю.
Однако, сразу катать на большой скорости – еще тяжелее, потому осваивать стиль лучше на склонах с относительно небольшим слоем снега и уклоном.
Не обязательно делать движения клешни краба, на самом деле важен акцент на руках. Создать его можно любыми легкими движениями кистей.
Связанные повороты
Чтобы резко менять направление движения, нужно не просто прекратить движения одной кистью, но выровняться. Только после этого можно сделать акцент на другой руке и поменять направление движения.
Если в процессе езды касаться склона рукой, то она автоматически станет осью вращения и будет поворачивать райдера.
Падение из-за опущенных рук предотвратить не сложно, достаточно быстро поднять их выше центра солнечного сплетения, как только вы начали терять равновесие. Это движение не сложно заметить даже у профессиональных фрирайдеров, так они вытягивают себя, когда чувствуют, что зарываются.
Одной из проблем начинающих райдеров являются ноги, которые быстро забиваются.
Происходит это из-за чрезмерного к ним внимания, по сути, внимание райдера – это энергия, которую направляешь к мышцам.
Если энергии слишком много, мышцы в буквальном смысле начинают «гореть».
Указанные техники не позволяют быстро маневрировать, но дают представление о принципах работы тела и внимания на склоне.
Краткий ликбез для новичка: выбираем сноуборд
Выбираем верного помощника и товарища – доску для сноуборда. Ликбез для новичков.
Основные параметры, которые следует учесть при выборе сноуборда:
- стиль катания (фрирайд, фристайл, карвинг или универсальный);
- уровень навыка катания (новичок, прогрессирующий, профессионал);
- физические параметры райдера (вес, размер ноги, рост).
Стиль катания
Универсальный (All mountain). Эти сноуборды неплохо подойдут как для спуска по подготовленной трассе, так и для катания по “бездорожью”. Они позволят даже выполнить несложные трюки. Такая универсальность означает средние показатели во всех областях. То есть универсальные доски не так хорошо поворачивают, как специализированные модели для слалома, а на рыхлом снегу уступают доскам для фрирайда. Но именно их рекомендуют выбирать новичкам, которые только начинают свое знакомство со сноубордингом. Пример: Drake League (2017/2018).
Свободный стиль или Фрирайд. Такие борды подходят для езды вне подготовленной трассы по рыхлому снегу. Обычно это крупные доски с невысокой жесткостью. Часто нос шире, чем хвостовая часть. Пример: Rome Sawtooth Black 164 (2018).
Трюковой или Фристайл. Эти доски могут быть оптимизированы под различные трюки. Например, некоторые являются чисто прыжковыми. Другие же отлично подходят для скольжения по перилам. Обычно доски для фристайла отличаются невысокой жесткостью для более мягкого приземления, небольшой длиной и симметричной формой для маневренности. Пример: DC Hell City (2014/2015).
Карвинг/слалом. Это сноуборды с высокой жесткостью. Предназначены для быстрых спусков по подготовленным трассам с резкими поворотами. Новичкам с такими досками будет справиться непросто. Скорее они подойдут профессиональным и прогрессирующим райдерам. Пример: Donek Incline.
Длина и ширина доски
Некоторые считают, что длина доски должна подбираться в зависимости от роста райдера. Однако более важным показателем все-таки является вес. Также нужно учитывать назначение доски, то есть для какого стиля катания она будет использоваться. Существуют специальные таблицы для подбора ростовки сноуборда. Однако нужно помнить, что критерии подбора у различных производителей могут немного отличаться.
Ширина или “талия” сноуборда (наименьшая ширина в средней части доски) подбирается в зависимости от размера ноги. Сноуборды бывают узкие, средние, широкие и даже экстра-широкие. Например, людям с размером ноги от 45 подойдут сноуборды увеличенной ширины с талией от 255 мм и более. Для выбора подходящей ширины также есть специальные таблицы.
Стоит уделить особое внимание подбору подходящего по размеру сноуборда. Иначе кататься на нем будет неудобно или даже травмоопасно.
Прогиб сноуборда
Прогиб (или весовой прогиб) сноуборда можно определить взглянув на него сбоку в ненагруженном состояния. Также прогиб всегда указывается производителем в описании. Прогиб говорит о том, как нагрузка будет распределяться по борду и какая его часть контактирует со снегом. Влияет прогиб на такие показатели как маневренность, устойчивость, скорость. Поэтому под разный стиль езды подбираются доски с разным прогибом.
Различают 4 варианта прогиба:
- Камбер или классический. Доски такого типа опираются на снег краями, а центр приподнят. Подходят для езды на скорости.
- Реверсивный камбер или рокер. Нагрузка в нем распределяется противоположным образом. Центр опирается на поверхность, а края приподняты. Хорошо подходит для езды по рыхлому снегу и некоторых трюков, однако хуже себя ведет на скоростных спусках.
- Флэт или плоский – борд без прогиба. Опираются на снег практически всей своей поверхностью целиком. Подходят для трюковой езды, например, для спуска по трассам с преодоление препятствий и прыжками с трамплина. На скорости удобнее чем рокеры, но все равно уступают классическому камберу.
- Смешанный тип предполагает любую комбинацию прогибов. Например плоская доска с поднятыми краями и доска с волнообразной конструкцией. В каждом отдельном случае стоит уточнить для чего подходит этот прогиб.
Форма
Это вид сноуборда сверху. Разделяют также 4 вида форм досок:
- Симметричная или твин-тип. В таких досках нос и хвост одинаковой формы и размера, детали расположены симметрично, также у таких бордов симметричный прогиб. Это нужно для того, чтобы можно было менять стойку в процессе езды и ехать в любом направлении.
- Направленный твин-тип. Обычно такие доски имеют различную жесткость носа и хвоста. Более жесткая хвостовая часть нужна для лучшей устойчивости. Такие доски часто выбирают для фрирайда, так как удлиненный более мягкий нос подходит для езды по целине, а также для скоростного трассового катания.
- Направленная – это явно ассиметричная форма. Нос и хвост отличаются и формой и длиной. Обычно такая форма используется в более продвинутых моделях досок, которые берут для скоростных спусков (карвинг) и фрирайда.
- Ласточкин хвост – это вид бордов направленной формы. Хвост имеет характерный вырез. Такая форма используется в универсальных моделях, а также благодаря своей устойчивости хорошо подходит для фрирайда.
Читайте также: Как выбрать сноуборд
Жесткость
Жесткость обозначается цифрой от 1 до 10. Для агрессивной скоростной езды нужны жесткие доски (то есть число должно быть выше), а для трюков и фрирайда лучше взять борды мягкие или средней жесткости, так как они лучше амортизируют.
Кому какую доску
Сноуборды могут быть унисекс, женские и детские. Основное различие таких досок состоит в размере и дизайне. Сноуборды унисескс рассчитаны на взрослых мужчин и женщин, а также подростков, соответствующего роста. Имеют разнообразную ростовку.
Женские борды обычно немного короче, чем унисекс и выполнены в характерном дизайне.
Детские сноуборды намного короче взрослых, что позволяет малышам с комфортом на них кататься. Обычно выполнены в ярких цветах.
Источники:
http://www.vikids.ru/articles/frirayd-i-fristail-na-snouborde-kakaya-raznitsa-kak-podobrat-snoubord-dlya-frirayda-i-fristayla
http://prokatski.ru/interesnoe/119-snoubord-dly-frirayda
http://media.price.ua/gid_pokupatelya/kratkij-likbez-dlya-novichka-vybiraem-snoubord.html