Какие спортивные занятия не требуется лицензирование. Лицензирование спортивной деятельности
Какие спортивные занятия не требуется лицензирование. Лицензирование спортивной деятельности
УПРАВЛЕНИЕ И ПРАВО В СПОРТЕ
LICENCING OF SEPARATE SPORTS ACTIVITIES IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT
All-Russian research institute of physical culture, Moscow
Key words: sport, physical culture, kind of activities, licencing, legislation, improvement.
The article tries to generalize and analyze the up-to-date tendencies in the sphere of the russian state regulation of economics via licencing.
The author describes the practice of regulation after the process of licensing nowadays in Russia and abroad, and in the sphere of physical culture and sports as well.
As the summary of the study there are given the proves for necessity of licencing in the sphere of physical culture and sports, as well as the systematization of legislation of that process and its normative bases, creation.
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ В СПОРТЕ
Руководитель Научного центра социально-экономических проблем физической культуры и спорта
Л.В. Аристова
Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта
Ключевые слова: спорт, физическая культура, виды деятельности, лицензирование, законодательство, совершенствование.
Новый Гражданский кодекс РФ, регулируя правоспособность юридического лица, то есть возможность организации иметь гражданские права и нести обязанности, указывает на то, что у некоммерческих организаций и унитарных предприятий правоспособность определяется учредительными документами. В отличие от ранее действующего гражданского законодательства для хозяйственных обществ и товариществ, а также для производственных кооперативов Гражданский кодекс установил правило, по которому такие юридические лица могут иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Это нововведение дает большинству коммерческих организаций возможность изменять профиль своей деятельности, не испрашивая чьего-либо разрешения и не изменяя своих уставных документов. Но вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 49 Гражданского кодекса для осуществления отдельных видов деятельности требуется специальное разрешение – лицензия.
До последнего времени в законодательных и нормативных актах ни один вид деятельности сферы ФКиС не был включен в перечень лицензируемых видов деятельности, при этом ни один орган государственной власти не вправе был ввести лицензирование каких бы то ни было новых видов деятельности в дополнение к лицензировавшимся ранее, т.е. до 8 декабря 1994 г. – даты официального опубликования Гражданского кодекса в “Российской газете”.
В то же время закон о введении в действие части первой Гражданского кодекса установил, что изданные до введения его в действие нормативные акты по вопросам, которые могут согласно Кодексу регулироваться только законом, в том числе об установлении перечней лицензируемых видов деятельности, действуют до принятия соответствующих законов. Последнее означает, что Правительству РФ запрещено отменять уже изданные нормативные подзаконные акты и вносить в них изменения. Поэтому с введением в действие части первой Гражданского кодекса РФ в юридическом аспекте изменению подвергся только порядок лицензирования, количество же лицензируемых видов деятельности осталось прежним.
Кстати говоря, воспользовавшись этим положением и опираясь на постановление Правительства РФ от 27 мая 1993 г. “О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности”, которым “поддержаны принципиальные подходы” на право территорий самостоятельно определять и лицензировать некоторые виды деятельности, ряд субъектов РФ продолжали лицензировать отдельные виды деятельности в области ФКиС (спортивные зрелища, занятия восточными единоборствами и др.).
Наличие такого правового вакуума в этой области порождало&127; ситуацию, когда перечень “подлежащего лицензированию” и размеры лицензионной платы варьировались в различных регионах России бесконечно, что отрицательно сказывалось на развитии малого бизнеса и ходе экономических реформ в целом. А некоторые общественные организации – спортивные федерации – “лицензируют” деятельность игроков, судей и пр., но платежи в бюджет не перечисляют.
В результате подходы к лицензированию отдельных видов деятельности в сфере ФКиС у регионов и у федеральных властей были несколько различны.
И даже процесс регламентации выдачи лицензий, который начался с принятием постановления Правительства от 24 декабря 1994 г. № 1418, все же следует назвать временным. Этот процесс в настоящее время упорядочивается в связи с принятием Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”(№158-Ф3 от 25.09.98), тем более что в Гражданском кодексе уже установлена ответственность юридического лица в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (ст. 61, 173), а уголовная ответственность – ст. 162(4) и 162(5) Уголовного кодекса Р Ф.
Занятия физической культурой и спортом, а также проведение спортивных и зрелищных мероприятий без организации их на должном уровне чревато серьезными последствиями. Так, отсутствие контроля за соблюдением правил безопасности привело в прошлом к несчастным случаям на ряде спортивных сооружений (Лужники и Дворец спорта “Сокольники” в Москве; лыжный стадион в Красноярске; ледовый стадион в Иркутске и др.), повлекшим за собой человеческие жертвы. Предоставление неквалифицированных услуг при занятиях с населением отдельными видами спорта, в частности боевыми видами восточных единоборств, не только приводит к травматизму, но и дает возможность вербовки молодежи в криминальные структуры и различные секты.
Именно поэтому, думается, оправданны действия органов исполнительной власти на местах, лицензирующих деятельность в области ФКиС. Необходимо только четко определить, какие виды деятельности требуют применения системы аттестации и установки квалификационных требований, что должно регулироваться в рамках системы сертификации, на какие отдельные виды деятельности выдавать лицензии (в том числе определить субъекты лицензирования, лицензионные требования и условия, способы контроля их выполнения, финансовые условия и т.д.).
Наибольшее развитие предпринимательская деятельность получила в теннисе, аэробике, бодибилдинге, пауэрлифтинге, шейпинге, боевых искусствах и восточных единоборствах, по которым, за исключением тенниса, до настоящего времени не велась подготовка специалистов в физкультурных и педагогических вузах РФ, кроме курсовой подготовки во времена существования Госкомспорта СССР.
В ст. 20 “Соблюдение правил безопасности, охраны здоровья, чести и достоинства граждан при проведении занятий ФКиС, спортивных соревнований и физкультурно- спортивных зрелищных мероприятий” Основ законодательства РФ о ФКиС зафиксированы требования к работникам ФКиС, судьям по спорту и администрации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений (далее – ФОиСС), которые они должны соблюдать и выполнять, чтобы не нанести вреда здоровью лиц, занимающихся ФКиС. Однако в “Основах” не определен порядок контроля за соблюдением и выполнением указанных требований, норм и правил.
В таких условиях, как нам кажется, было не совсем продумано решение Правительства РФ от 24.12.94 №1418 об исключении из перечня лицензируемых деятельности в сфере ФКиС. Тем более что и другие нормативные документы не содержат критериев определения пределов правоспособности лиц на осуществление предпринимательской деятельности без получения соответствующей лицензии. Дело в том, что единичный факт совершения какого-либо деяния, например заключения разовой (определенной) сделки, не означает ведения деятельности. Ведь по действующему законодательству юридическое лицо вправе совершать любые сделки, если цели его деятельности прямо не ограничены в уставе.
Но очевидно и то, что должна быть разработана однозначная трактовка требований (критериев) к необходимости наличия у юридического лица лицензии на осуществление конкретных сделок, подпадающих под определение видов деятельности. Например, можно констатировать, что лицензия на совершение этих сделок требуется только в том случае, если сделки носят систематический характер и это можно классифицировать как ведение соответствующего вида предпринимательской деятельности. Последнее вкупе со ст. 2 Гражданского кодекса, дающей определение предпринимательской практике “как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или услуг”, значительно облегчит судебным инстанциям процедуру рассмотрения исковых заявлений о признании сделок недействительными. Теперь законодательно многие противоречия устранены.ФЗ – 158 от 25.09.98 регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования,устанавливает основные принципы осуществления и критерии определения лицензирования, а также виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Для удовлетворения иска о признании сделки недействительной, исходя из содержания ст. 169 и 173 Гражданского кодекса и ФЗ, суду достаточно доказать отсутствие у одной из сторон, совершающей сделку, специального разрешения – лицензии на это.
Оценивая сложившуюся ситуацию и имеющиеся проблемы государственного регулирования в сфере ФКиС, а также в целях необходимости обеспечения безопасности, свобод и здоровья граждан автор доказал разработчикам ФЗ необходимость включения в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, следующего вида: “деятельность негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг”.
В сферу интересов государства и системы мер поддержки (государственного регулирования), естественно, попадают также физическое воспитание и профессионально-прикладная подготовка. Эти виды деятельности должны лицензироваться в рамках лицензирования в образовательной деятельности, при котором согласно Закону РФ “Об образовании” от 10 июля 1992 г. в п. 11 ст. 28 установлено, что “порядок лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений” является компетенцией РФ в лице ее федеральных органов государственной власти и управления. В ст. 3 этого же Закона определен порядок создания и регламентации деятельности образовательного учреждения.
В связи с этими Постановлениями Правительства РФ от 5.06.94 № 650, от 31.08.94 № 1008, от 14.10.94 № 1168, от 7.03.95 № 233, от 25.04.95 № 420 утверждены типовые положения о различных образовательных учреждениях. Приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 7.02.94 № 108 утверждено Временное положение о лицензировании соответствующего дополнительного образования независимо от подведомственности и организационно-правовых форм.
Вообще говоря, в сфере ФКиС, опираяясь на научные исследования, можно выделить следующие основные виды деятельности, связанные:
– с физическим воспитанием;
– с профессионально-прикладной подготовкой;
– с физическим совершенством;
– с соревновательностью, играми, зрелищами, активным отдыхом и т.п.
Таким образом, деятельность по физическому воспитанию еще с 1992 г. поддлежала лицензированию, а что касается физического совершенствования и соревновательно-зрелищной деятельности, то здесь как раз и требуется необходимость защиты интересов человека и будет лицензиироваться в соответствии с ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”.
Все виды деятельности в сфере ФКиС необходимо также обеспечивать товарами спортивно-туристского назначения, имеющими сертификаты качества, а занятия проводить на физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, отвечающих всем требованиям строительных ГОСТов, пожарной безопасности, спортивной технологии и т.д. Другими словами, в сфере ФКиС также необходимо организовывать и осуществлять сертификации продукции, т.е. в отрасли должна быть система обязательной сертификации.
В настоящее время Правительство Российской Федерации разрабатывает в целях реализации ФЗ-158 соответствующее постановление, в котором будет определен Порядок осуществления лицензирования полномочия на осуществление лицензирования конкретных видов деятельности. Данный Порядок будет устанавливать правила осуществления лицензирования в РФ, включая содержание лицензии документа, подтверждающего наличие лицензии, срок действия, порядок выдачи, продления, переоформления, приостановления, анулирования лицензии и др. Когда оно будет принято, основной задачей ГКФТ России станет разработка основных составляющих принципов и системы лицензирования в сфере ФКиС:
– контроль за соблюдением лицензистом лицензионных требований;
– порядок финансирования лицензионной деятельности и т.д.
Введение лицензирования вышеуказанного вида деятельности в сфере ФКиС поможет ГКФТ (государственному органу управления ФКиС) и органам государственной власти субъектов РФ осуществлять единую государственную политику, создать отраслевую систему лицензирования с разработкой и утверждением всех необходимых норм, стандартов и нормативов (Госстандарт не всегда может учесть всю специфику физкультурно-оздоровительной работы и спортивных услуг).
При этом необходимо помнить, что проведение вышеперечисленных работ потребует подготовки кадров в учебных заведениях системы Комитета, согласования учебных программ и создания принципиально новой отраслевой информационной системы.
При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Лицензирование деятельности спортивной секции
Добрый день, требуется ли лицензия на проведение групповых занятий по беговым лыжам и йоге? В справочнике ОКВЭДов данные виды деятельности относятся к дополнительному образованию и, соответственно, как я понимаю, требуется лицензия?
требуется ли лицензия на проведение групповых занятий по беговым лыжам и йоге
Екатерина
Если в данном случае Вы будете реализовывать образовательную программу (комплекс обязательных элементов: объем, содержание, планируемые результаты, формы аттестации, календарный учебный график, рабочие программы и т.д.), то тогда Ваша деятельность будет являться образовательной и Вам потребуется получение лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Если же Вы будете осуществлять занятия с точки зрения деятельности в области спорта и отдыха — ОКВЭД:
«ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 26.08.2016)
1) 93.12 Деятельность спортивных клубов
Эта группировка включает:
— организацию и проведение спортивных мероприятий на открытом воздухе или в закрытом помещении для профессионалов или любителей
Мероприятия проводятся организациями, имеющими или не имеющими свои спортивные объекты
Эта группировка включает:
— деятельность спортивных клубов: футбольных клубов, кегельбанов, плавательных клубов, гольф-клубов, боксерских клубов, клубов любителей зимних видов спорта, шахматных и шашечных клубов, легкоатлетических клубов, стрелковых клубов и т.д.
Эта группировка не включает:
— индивидуальные занятия с тренерами и преподавателями, см. 85.51;
— деятельность спортивных объектов, см. 93.11;
— организацию и проведение спортивных мероприятий на открытом воздухе и в помещении для профессионалов или любителей спортивными клубами, см. 93.11 2) 93.19 Деятельность в области спорта прочая
Эта группировка включает:
— деятельность организаторов спортивных мероприятий, имеющих или не имеющих свои спортивные объекты;
— деятельность самостоятельных спортсменов и атлетов, судей, рефери, хронометражистов и т.д.;
— деятельность спортивных лиг;
— деятельность, связанную с рекламой спортивных событий;
— деятельность конюшен скаковых и беговых лошадей, псарен и гаражей для спортивных гоночных автомобилей;
— деятельность охотничьих и рыболовных заповедников;
— деятельность проводников в горах;
— деятельность, связанную со спортивно-любительским рыболовством и охотой
Эта группировка не включает:
— прокат спортивного инвентаря, см. 77.21;
— деятельность спортивных школ и школ спортивных игр, см. 85.51;
— деятельность спортивных инструкторов, преподавателей, тренеров, см. 85.51;
— организацию и проведение спортивных мероприятий на открытом воздухе и в помещении для профессионалов или любителей спортивными клубами с собственными сооружениями или без, см. 93.11;
— деятельность парков и пляжей, см. 93.29
то в данном случае Ваша деятельность не будет являться образовательной и как следствие лицензия не потребуется.
Нужна ли лицензия на проведение занятий в спортивной секции по футболу
Нужна ли лицензия на проведение занятий в спортивной секции по футболу? Если нужна, то где ее получают?
Добрый день, Людмила.
Нужна ли лицензия на проведение занятий в спортивной секции по футболу? Если нужна, то где ее получают?
Людмила
Нет, лицензия не требуется.
Однако обращу внимание, что закон предъявляет определенные требования к тренерам:
Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ«О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
24) тренер — физическое лицо, имеющее соответствующее среднее
профессиональное образование или высшее профессиональное образование и осуществляющее проведение со спортсменами учебно-тренировочных
мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной
деятельностью для достижения спортивных результатов;
Консультация юриста бесплатно
Людмила, добрый день.
Проведение занятий в спортивной секции по футболу не относится к лицензируемым видам деятельности. Лицензия не требуется.
Обращаю ваше внимание на следующий документ:
Приказ Минспорта России от 27.03.2013 N 147 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта футбол» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2013 N 28557).
Если это просто секция, а не образовательная деятельность, то лицензия не нужна.
Здравствуйте. Не соглашусь с коллегой. Да есть мнение что лицензия на спортивные занятия не требуется. Но есть обратные суд. решения которые говорят что спортивные секции, школы это образовательные учреждения.
Если просто мячик дети пинают, это одно, а если Вы их обучаете, то это уже другое. То есть если будет программа обучения, план и т.д. Как пример:
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2016 N 08АП-9354/2016 по делу N А70-1918/2016
Детско — юношеской спортивной школой является государственное, муниципальное или негосударственное учреждение дополнительного образования, осуществляющее свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и получившее в установленном законодательством порядке лицензию на осуществление деятельности в области дополнительного образования.
В соответствии с Лицензией и в силу ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 пользователь является образовательной организацией.
И получать её нужно будет в минобре Вашего региона.
Плюс нужно будет соблюдать санитарные нормы и правила для помещений в которых будут проходить занятия.
Более того, в Федеральном законе от 04.12.2007 N 329-ФЗ
«О физической культуре и спорте в Российской Федерации» понятия спортивной секции нет, зато есть понятие спортивно-оздоровительной подготовки и если Вы не будете профессиональных спортсменов готовить, то это именно Ваша организация. А она образовательная:
Статья 32. Этапы спортивной подготовки
2. Спортивно-оздоровительный этап реализуется в организацияхдополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. Содержание спортивно-оздоровительного этапа определяется в соответствии с реализуемыми такими организациями дополнительными общеразвивающими программами в области физической культуры и спорта, и на этот этап не распространяются требования федеральных стандартов спортивной подготовки.
Кроме того в разъяснении Минспорта сказано:
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» при осуществлении спортивной подготовки устанавливается, в том числе, и спортивно-оздоровительный этап. При этом в системедополнительного образования он реализуется на основании части 2 указанной статьи федерального закона в соответствии с дополнительными общеразвивающими программами в области физической культуры и спорта. Это связано с общими требованиями к единству тренировочного процесса, независимо в рамках какой программы (образовательной или спортивной подготовки) он реализуется.
То есть если будет системные занятия футболом, а не просто мячик попинать на площадке, то лицензия нужна. Но везде по разному, я например знаю секции в Питере которых пока не трогают и работают без лицензии.
Поддержу коллегу. В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 84)
2. В области физической культуры и спорта реализуются следующие образовательные программы:
3) дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта.
3. Дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта включают в себя:
1) дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и
спорта, которые направлены на физическое воспитание личности, выявление
одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте
(программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы).
В приложении в Положению о лицензировании образовательной деятельности (прилагаю) есть дополнительные общеобразовательные программы, которые подлежат лицензированию. В этом же Положении приведен порядок получения лицензии и перечень документов для ее получения.
ключевым в Вашем вопросе является — «проведение занятий». Поэтому это дополнительное образование для детей и взрослых.
Для образовательного учреждения лицензия требуется. Если ИП в качестве тренера самостоятельно один (без приема на работу других тренеров) проводит занятия — лицензия не требуется. А если ИП на работу принимает и других тренеров — лицензия на образовательную деятельность требуется. Обращаться нужно в Управление обрнадзора своего региона.
Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых
1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностейдетей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Похожие вопросы
Нужна ли лицензия для занятий гимнастикой для лица?
Нужна ли лицензия для открытия спортивной секции на базе некоммерческого партнерства?
Нужна ли лицензия клубу по спортивным танцам?
Нужна ли лицензия на образовательную деятельность в детском саду?
Нужна ли лицензия для занятия театральным творчеством, хореографией и ИЗО?
Источники:
http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/1999N4/p11-13.htm
http://pravoved.ru/question/1473716/
http://pravoved.ru/question/1447860/