Как называются прыжки в костюме белки летяги. Как работает вингсьют
Вингсьютинг, или почему люди летают как белки
Несколько лет назад в Интернете начали появляться завораживающие видеоролики, в которых люди планировали с большой высоты в специальных костюмах, больше всего похожих на огромные перепонки между конечностями у белки-летяги. Этот костюм называют вингсьют, а сам сверхэкстремальный вид спорта – вингсьютинг. В части словообразования тут все предельно просто. Wing – крыло, suit – костюм.
Содержание
Вингсьют – особый костюм-крыло, позволяющий наполнять «перепонки» между ногами, руками и туловищем пилота набегающим потоком воздуха, в результате чего появляется возможность осуществлять планирующие полеты. Для приземления такие крылья, конечно же, не годятся. По этой причине за спиной у пилота есть обычный парашют, в связи с чем вингсьютинг считается разновидностью парашютного спорта.
Появление и развитие вингсьютинга
При описании истории костюма-крыла первым обычно вспоминают австрийского портного Франца Райхельта, который в 1912 году погиб при испытании «плаща-парашюта» собственного изобретения. Райхельт пытался создать костюм, позволяющий авиатору спастись при необходимости выпрыгнуть из самолета. Его эксперименты с манекенами казались удачными, хотя стабильного результата получить не удавалось.
Франц считал, что всему виной малая высота – он сбрасывал кукол в костюмах с пятого этажа. Изобретатель просил власти разрешить ему проведение эксперимента на Эйфелевой башне и после многократных отказов, наконец, добился своего. Райхельт говорил всем, что будет, как и раньше, сбрасывать манекен. Однако он задумал прыгнуть сам, чем шокировал присутствовавших. После некоторых колебаний Франц прыгнул, но парашют не раскрылся, и он погиб, упав с 60-метровой высоты. От удара головой в мерзлой земле осталось значительное углубление.
Летчикам плащи-парашюты не понадобились, потому что к моменту прыжка Райхельта Глеб Котельников уже изобрел парашют-ранец, а в США шли успешные испытания купольных парашютов.
К разработкам вернулись в 1930 году, когда 19-летний Рекс Финни из Лос-Анджелеса решил с помощью крыла добиться увеличения горизонтального движения и маневренности при прыжках с парашютом. Для изготовления этого приспособления использовалось дерево, сталь, китовый ус, шелк и холст. Надежностью крылья не отличались, хотя некоторые воздухоплаватели рассказывали о том, что костюмы позволяли им преодолеть несколько миль.
Смертность среди парашютистов, желавших расширить свои возможности при помощи костюма-крыла, была чрезвычайно высока. По этой причине в 1950-е годы федерация парашютного спорта США (USPA) запретила любые испытания подобной экипировки. Запрет сохранялся до конца 1980-х годов.
В середине 1990-х годов французский парашютист Патрик де Гайардон изобрел современный вингсьют со следующими особенностями:
- вместо двух крыльев их стало три;
- крылья начали делать из двухслойного материала, который надувается набегающим потоком (ram-air).
Патрик погиб в 1998 году на Гавайях из-за отказа основного парашюта, который он, как настоящий изобретатель, пытался улучшить за счет собственных доработок. К тому моменту у скайсерфера было больше 12 000 прыжков с парашютом.
Дело де Гайардона продолжили развивать другие энтузиасты, и в 2015 году Международная авиационная федерация дополнила свой перечень видов воздушного спорта двумя позициями:
- вингсьют-пилотирование (пилоты соревнуются на время, дальность и скорость полета);
- вингсьют-акробатика.
В 2017 году эти же дисциплины по инициативе Федерации парашютного спорта РФ оказались во Всероссийском реестре видов спорта.
Правила вингсьютинга
Из-за особой рискованности к прыжкам с вингсьютом допускаются только опытные парашютисты. Основное формальное требование здесь – не менее 200 прыжков с парашютом. У производителей вингсьютов есть собственные программы обучения для тех, кто хочет заниматься этой дисциплиной в качестве инструктора или простого парашютиста.
Полет в костюме-крыле больше всего похож на полет птиц. Вингсьют позволяет парашютисту лететь не вниз, а вперед. Лучшие пилоты способны на 1 километр высоты пролетать с использованием попутного ветра по горизонтали 3,5 километра. При надевании вингсьюта вертикальная скорость падения снижается с 200-270 километров в час до 35-70 километров в час, а горизонтальная скорость полета увеличивается с нуля до 250 километров в час. Босфор и Гибралтарский пролив любители вингсьютинга уже перелетали.
Современный вингсьют позволяет парашютисту предсказуемо управлять полетом. Две перепонки натягиваются, когда он разводит в стороны руки, третья – когда разводит ноги.
Проксимити-полеты
Экстремалам удалось связать вингсьютинг с бейсджампингом, в результате чего появилась отдельная дисциплина под названием «проксимити-полеты» (от английского proximity – близость). Она предполагает прыжки со скал с полетом вдоль склона в нескольких метрах от него. Для «проксимити» пилоту необходимо иметь отточенную технику управления костюмом-крылом.
Страх и риск в вингсьютинге есть всегда. В преодолении и того, и другого лучше всего помогают регулярные прыжки. Профессионалы рекомендуют прыгать понемногу и постоянно, а не много и запоями, так как психика не должна отвыкать.
Вингсьютинг продолжает активно развиваться, а занимающиеся им экстремалы каждый год берут новые невероятные высоты. Например, уже есть, как минимум, две удачные попытки приземления с вингсьютом без парашюта. Обе они принадлежат британскому каскадеру Гэри Коннери, который сначала благополучно приземлился на огромную кучу уложенных в несколько слоев картонных коробок, а затем на воду итальянского озера Гарда.
В августе 2017 года экстремал в вингсьюте пролетел сквозь водопад в горах Норвегии. В конце ноября 2017 года двое вингсьютеров из Франции прыгнули с горы, после чего смогли влететь в пролетавший самолет. Этот трюк они посвятили Патрику де Гайардону.
Вингсьют – удивительные рекорды экстремалов
В 1912 году австрийский портной Франц Райхельт сшил себе парашют-крыло и сиганул с Эйфелевой башни, намереваясь пролететь небольшое расстояние, а потом приземлиться. Эксперимент закончился трагически: Райхельт погиб. Тем не менее, именно его можно назвать родоначальником одного из самых экстремальных видов парашютизма – полеты с использованием вингсьютов.
После Райхельта на протяжении нескольких десятилетий парашютисты пытались различными способами увеличить с помощью крыла дальность планирующего полета. Смертность была настолько высока, что в 1950-х годах федерация парашютного спорта USPA была вынуждена полностью запретить полеты с использованием любых приспособлений, увеличивающих дальность горизонтального полета. И этот запрет продолжался больше 30 лет.
Современное крыло – вингсьют – изобрел в начале 1990-х годов французский парашютист и экстремал Патрик де Гайардон, долгое время наблюдавший за принципами полетов белок-летяг. Нынешние вингсьюты до сих пор повторяют конструкцию Патрика. Его костюм представлял собой три крыла (два – между руками и туловищем, и одно – между ногами). Все крылья были двухслойными, и они надувались встречным потоком воздуха через специальные воздухозаборники, создавая подъемную силу. Несколько лет Патрик совершенствовал свою конструкцию.
Как и многие экстремалы, Патрик де Гайардон погиб при прыжке с модифицированной парашютной системой из-за ее отказа в 1998 году. Но Патрик был и остается знаковой фигурой в данном виде спорта.
Разумеется, вингсьют не может соперничать с планером по аэродинамическим качествам – прежде всего из-за маленькой площади крыльев. Современный вингсьют позволяет пролететь около 3,5 километров на один километр высоты в спокойном воздухе, а при попутном ветре – гораздо больше. Скорость горизонтального полета обычно составляет до 100 км/ч. При этом вингсьют резко тормозит вертикальную скорость, снижая ее более чем в пять раз.
Но перейдем, наконец, к рекордам.
- Самый быстрый полет был зафиксирован 22 мая 2017 года. Британский экстремал Фрейзер Корсан, совершив прыжок в вингсьюте, достиг горизонтальной скорости 397 км/ч .
- Самая большая средняя скорость на дистанции 1 км была достигнута американцем Трэвисом Миклом – 325 км/ч .
- Самое большое время полета в вингсьюте продемонстрировал колумбийский спортсмен Джонатан Флорес – 9 минут 6 секунд .
- Самый высокий прыжок также смог совершить Джонатан Флорес – 11358 метров .
- Самое большое расстояние, на которое переместился спортсмен в вингсьюте – 32 км (Кайл Лобприс, США).
Кроме того, некоторые рекорды не имеют цифровых показателей:
- В 2012 году британец Гари Коннери смог приземлиться в вингсьюте без раскрытия парашюта. Для этого место посадки было заполнено картонными коробками в количестве нескольких тысяч штук. Он же чуть позже выполнил посадку без парашюта на воду.
- В 2004 году был осуществлен перелет пролива Босфор, а в 2008 – Гибралтарского пролива.
- В 2017 году два французских спортсмена после выполнения прыжка с горы смогли влететь в самолет, двигавшийся со скоростью 136 км/ч.
Следует заметить, что вингсьют – крайне опасное увлечение, каждый год приводящее к большому количеству смертей. По статистике, на каждые 500 прыжков приходится один случай с крайне тяжелыми или смертельными травмами.
Для тех, кто всю жизнь мечтал полетать в “таком костюме”. Wingsuit!
Обучение парашютному спорту:
Курс AFF — 40.000 р. (без перепрыжек) + дорога, проживание и по мелочи. (в районе 60.000 р.)
Комбинизон — от 8.000 р. (RW), от 12.000 (FreeFly)
Покупка шлема (+ очки) — от 6500 р. (хороший от 12.000 р.)
Высотомера — от 6000 р.
Перчаток — от 600 р.
Своя парашютная система — от 80.000 р. до бесконечности. (нормальная от 120.000 р.)
Костюм Wingsute — от 32.000 р. (нормальный 60.000 р.)
Подъем в самолете до высоты 4000 м. — 650 р.
Для полетов в винге необходимы допуски и опыт, как минимум 300 пост-AFF прыжков c парашютом типа крыло.
Для красочных прыжков с гор и полетом рядом со скалами нужно прыгать BASE.
Для base-прыжков нужно иметь отсутствие мозгов, семьи и уважения к близким.
Гораздо же продуктивнее и приятнее иметь всё свое.
Вот цена за аренду:
http://www.aerograd.ru/price.html
Плохие очки могут разбиваться и острыми краями выкалывать глаз(ну ладно, такого никогда не бывает, если это спортивные очки). Вы представляете что будет если на скорости 100 км/ч при свупе вам в глаз залетит пчела?
Система – тут много нюансов. Цена, скорее всего, варьируется от степени б/у. Чем больше бу, тем больше шансов на отказ.
Костюм. Не знаю про качество. Вроде, аэродинамическими качествами и удобством отличается.
Смотрите на это, как на покупку автомобиля. Что будет, если вы купите китайскую машину? Может повезет, а может и нет.
Вы в курсе хотя бы что такое стабилизация?
“Для полетов в винге необходимы допуски и опыт, как минимум 300 пост-AFF прыжков c парашютом типа крыло.”
30$(если с куполом с 800 метров) или
200$(в тандеме с инструктором с 3км). Если хочешь прыгать _сам_ с крылом(“как те крутые перцы в красивых комбезах”) то надо пройти обучение. Обучение, стоит, как писали выше(около 1000 евро). Это займет или 8-15 прыжков или 20-60, в зависимости от программы обучения. После этого тебе дают допуск на самостоятельные прыжки с крылом. Ты можешь либо скупить экип, как озвучили выше, либо арендовать на каждый прыжок. Если арендовать, то за каждый прыжок ты платишь вдвое дороже. И не всегда на всех хватает экипа. И “пол ляма” это не стоимость одного прыжка, а затраты на получения уровня достаточного для таких прыжков(к тому времени ты сделаешь 300-500 обычных прыгов).
И ни на одной нормальной дропзоне никто в здравом уме не разрешит тебе прыгать с вингом на первом прыжке.
Источники:
http://stoneforest.ru/sport/extreme/vingsyuting/
http://zen.yandex.ru/media/id/5a0d56ea830905093eb7fd64/5d77491a23bf4800adab1ee1
http://pikabu.ru/story/dlya_tekh_kto_vsyu_zhizn_mechtal_poletat_v_takom_kostyume_wingsuit_242564