Как называются полеты в костюмах. Вингсьют и его идейные вдохновители белки-летяги: как устроен «умный» костюм
Вингсьют и его идейные вдохновители белки-летяги: как устроен «умный» костюм
Спортсмены, занимающиеся полетами в вингсьюте, выглядят как супермены из голливудских фильмов. Но это вполне реальные люди, которые, используя специальные костюмы и имея соответствующую физическую подготовку, освоили полеты в небе, пусть и не на дальние расстояния, но без специальных летательных механизмов.
Вингсьют (от англ. wingsuit – «костюм–крыло»), этот специальный комбинезон используется в новейшей и экстремальной дисциплине парашютного спорта, которая окончательно сформировалась в 1990-е годы, когда массовое увлечение парашютным спортом привело к появлению различных направлений внутри него и к созданию уникального костюма. Создателем этого чуда был француз Патрик де Гайардон, а идейными вдохновителями выступили белки-летяги.
Летные характеристики вингсьюта в основном определяются площадью «крыльев». Форма и размеры крыльев зависят от модели костюма, но общие принципы работы у них идентичны. Есть модели, у которых крылья крепятся к рукам и корпусу и соединяют ноги. Они имеют относительно небольшую площадь и создают силуэт птицы. А есть такие, которые соединяют руки и ноги, а также ноги между собой — они образуют четырехугольник и имеют самую большую площадь. Чем больше «крылья», тем более профессиональным считается вингсьют, и тем дороже он будет стоить.
Вингсьют позволяет спортсмену управлять полетом. Специальный двухслойный материал надувается посредством восходящих воздушных потоков через воздухозаборники, что создает подъемную силу для движения. Высокое давление в крыльях формирует недостающую жесткость, благодаря которой они легко удерживаются руками. Все три тканевых крыла имеют внутри нервюры (элемент поперечного силового набора каркаса крыла, оперения и других частей летательного аппарата или судна, предназначенный для придания им формы профиля), надувающиеся набегающим потоком через воздухозаборники. При полете спортсмена вперед они создают подъемную силу. Все модели вингсьюта оснащаются специальным механизмом быстрого отсоединения, дающим спортсмену возможность выбирать произвольный режим полета. Мембраны, расположенные между ног также разъемные, что обеспечивает свободу движения спортсмена в момент приземления и передвижения непосредственно по земле.
Благодаря вингсьюту можно снизить вертикальную скорость до 35-40 км/ч и увеличить горизонтальную скорость полета относительно земли до 350 км/ч (и даже больше). При этом дальность горизонтального пролета, может превышать 10-15 км. А мировой рекорд по дальности полета, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса, составляет 30 километров 400 метров.
В последние несколько лет особую популярность завоевали прокси-полеты, когда парашютист летит в нескольких метрах вдоль склона гор. Обычно полет выполняется в направлении траверса склона, как бы «огибая» гору. Это помогает парашютисту следовать рельефу горы, легко контролировать высоту над склоном, поворачивая влево или вправо, и быстро отойти на безопасное расстояние от горы для раскрытия парашюта. Все это позволяет достичь почти полного сходства с полетом птицы и получить незабываемые впечатления!
Несмотря на кажущуюся простоту и легкость полета, вингсьют предназначен только для очень опытных парашютистов, имеющих за плечами не менее 200 прыжков с парашютом и тщательную подготовку к полетам. Но это так захватывает, что все больше и больше людей по всему миру присоединяются к этому удивительному виду парашютного спорта. Ведь подобный полет очень напоминает полет птиц, к чему так давно стремилось человечество.
Домашние хищники. Австралийские белки-летяги любят общение и сладости
Санкт-Петербург, 11 апреля – «АиФ-Петербург».
Считается, что за экзотическими животными трудно ухаживать. Вероника уверяет, что это не так.
Хищники-сладкоежки
Первую белку Веронике подарили, вторую девушка приобрела самостоятельно. До этого у девушки были лишь хомяки и попугаи. Сейчас Бетмену и Масяне три года. Девушка дала белкам такие имена не случайно. Бетмен обожает забраться под самый потолок и плавно пролететь вниз. Масяня более крупная и своенравная: в руки не дается. Белки живут в клетке, по размеру немного больше птичьей и иногда прыгают по квартире.
Австралийские белки-летяги – ночные животные. Днем они преимущественно спят, а ночью становятся подвижными. «Иногда будят меня по ночам, – признается Вероника, – скребутся, просятся наружу. А когда выпустишь, бывает, так спрячутся, что потом целый день не найти». Однажды белки сами открыли ящик комода, залезли в него и просидели там до вечера. Как-то раз Вероника, войдя в комнату, увидела, что Масяня пытается отрыть дверь двухметрового шкафа.
Белки-летяги живут в неволе до 15 лет. Никакого особого ухода за ними не требуется. Главное – кормить. Эти животные – хищники. Их нужно периодически кормить червяками, но они недаром называются «сахарными». Белки особенно любят сладости, им необходимо давать фрукты, цукаты, детское питание и специальные небольшие конфетки. «Иногда по ночам они начинают плакать, как дети, – рассказывает Вероника, – плач ну очень похож на детский! Если им дать что-нибудь сладкое, они сразу успокаиваются. Я считаю, что прежде чем семье завести ребенка, надо попробовать завести белку-летягу». Мыть поссумов не надо, они сами чистят себе шерсть. Им рекомендуется подрезать когти, но Вероника против таких издевательств над животными. Белки точат когти, прыгая по стенам комнаты.
На КАД видели гуляющего верблюда >>
Маленькие, но боевые
В комнате, где живут белки, не следует держать мелкие предметы или статуэтки – белки опрокинут все. Поссумов нужно выпускать из клетки не меньше, чем на час. Бетмен и Масяня любят ползать по канату в клетке, пикировать со шкафа на пол и гулять по чучелу лисы на стене. Дома у Вероники живет еще и кошка, но с ней белки быстро нашли общий язык. Днем поссумы любят спать в подвесном гамаке в клетке. Из него они выходят неохотно. Белкам необходимо постоянно быть в тепле, ведь они приехали из жаркого австралийского климата. Когда Вероника вынимает белок из клетки, она сажает их в маленькую шерстяную косметичку. Иногда поссумы отдыхают в полом кокосе, сделанным для них хозяйкой.
Несмотря на свой размер (белки-летяги не больше мыши), они очень боевые. Если им что-то не понравится, могут расцарапать человеку руки и лицо. По словам Вероники, белка-летяга насквозь прокусила палец ее знакомому. Поэтому сама владелица не рекомендует заводить этих животных, если в доме есть дети. Однако белки-летяги быстро привыкают к своему хозяину. «Когда меня нет дома, они грустят, – говорит Вероника, – а как только я вхожу в комнату, сразу начинают прыгать и радоваться. Они очень забавные, с ними не соскучишься».
«Заведу лемуров или гигантских кошек»
Внешне сахарные поссумы представляют собой нечто среднее между летучей мышью и бурундуком. На спине у них одна черная полоска, а уши большие и чувствительные – чтобы охотиться ночью. В отличие от обычных белок, австралийские летяги не меняют окрас шерсти в течение года.
Два раза в год белки-летяги приносит потомство. Маленьких бельчат Вероника продает. Покупатели для бельчат находятся очень быстро: кто-то берет их для себя, а кто-то в качестве подарка. За летягами приезжают даже из других городов. Сейчас Масяня снова беременна. «Будет двойня, – объясняет Вероника, – у нее живот с обеих сторон выпуклый. Если бы был с одной стороны, значит, один бельчонок». Вероника не собирается останавливаться на достигнутом и подумывает о разведении в домашних условиях лемуров: «Возможно, все-таки я когда-нибудь заведу лемуров, еще у меня на примете ушастая лиса-фенек или гигантские кошки». Но пока что девушку останавливает то, что эти животные часто болеют и не всегда попадают в нашу страну законным путем.
Зачем самолету “нос Буратино” и “лопатка Купера”? Секреты авиалайнеров
Если вы часто летаете, то вам хорошо знакомо назначение многих деталей самолета. Но готовы поспорить, что о некоторых вещах не знают даже опытные пассажиры. Хотите убедиться в этом? “Умный журнал” расскажет об удивительных изобретениях, назначение которых известно только профессионалам.
Законцовки на крыльях
Вы когда-нибудь обращали внимание, что современные самолеты имеют на крыльях острые законцовки, загибающиеся кверху? Эти законцовки называются “винглеты”.
Когда самолет находится в полете, то давление над его крылом ниже давления под ним.
Из-за разницы давлений часть воздуха перетекает через край крыла из зоны с высоким давлением в зону с низким. Это приводит к созданию вихрей, снижающих аэродинамические свойства крыла и уменьшая его эффективную площадь. Возникает так называемое индуктивное сопротивление. Винглеты как раз помогают ослабить силу вихрей и добиться оптимальной формы распределения подъемной силы.
Винглеты служат для увеличения размаха крыла и улучшают его аэродинамические характеристики.
Использование этих законцовок помогает снизить расход топлива и сократить выброс в атмосферу диоксида углерода.
Избежать возникновения индуктивного сопротивления можно и путем увеличения размаха крыльев, но это возможно не во всех случаях. Воздушные суда Boeing 737 и 757 часто используются в маленьких аэропортах, где лайнеру с длинными крыльями может не хватить места.
“Нос Буратино”
На носовой части некоторых самолетов можно заметить странный шпиль, похожий то ли на нос Буратино, то ли на шпагу. Для чего она нужна и почему встречается не всегда?
Как и при езде на автомобиле, в полете необходимо следить за скоростью и другими характеристиками. Но как это сделать, если вы не видите дороги, а вокруг вас лишь воздушное пространство?
Для этого и существует данное устройство – штанга, на которую крепятся измерительные приборы и датчики. Одно из его названий – система воздушных сигналов. С ее помощью пилот получает кучу важнейшей информации о воздушной и вертикальной скорости, давлении и к далее. Чем быстрее летит самолет, тем сильнее на него давит встречный воздушный поток.
Все эти данные нужны для автоматической работы двигателей и других систем летательного аппарата. Если сигналы будут неверны, судно может потерпеть крушение.
Но раз эти приборы так важны, почему штанга на носу есть не у всех самолетов?
Дело в том, что эти датчики есть и у всех серийных самолетов, но крепятся к корпусу и издали не видны. Сам летательный аппарат может вносить погрешности в показания датчиков, поэтому сперва их нужно верно откалибровать.
Нос Буратино на время испытательных полетов ставят практически всем самолетам. Эталонные приборы крепятся к штанге как можно дальше от корпуса. Затем их показания сверяют с данными датчиков, определяют погрешность и вносят нужные поправки в их работу.
Когда все приборы настроены должным образом, “клюв” можно снять. Серийный выпуск самолетов происходит уже с учетом всех коррекций, поэтому им носы-шпаги также не нужны.
“Лопатка Купера”
А сейчас будет история, достойная авантюрного романа, но абсолютно реальная.
В 1971 году человек по имени Дэн Купер, летевший из Портленда в Сиэтл, угнал самолет, получил выкуп в размере 200 тысяч долларов и благополучно скрылся, выпрыгнув с парашютом.
Преступление осталось нераскрытым, а все самолеты Boeing и Airbus стали снабжаться механизмом, получившим название “лопатка Купера”. Это устройство не позволяет открыть дверь в хвостовой части во время полета.
Фоторобот угонщика лайнера
Отверстие в стекле иллюминатора
Представьте: стюардесса раздала пассажирам обед, забрала оставшийся мусор, а до приземления остается масса времени. Само время отвернуться к стенке, облокотиться на иллюминатор и вздремнуть. И тут ваше внимание привлекает крошечное круглое отверстие на стекле. Для чего же оно нужно?
“Окна” в современных лайнерах состоят из трех слоев прочного прозрачного пластика. Внешний слой должен выдерживать перепады давления и обладать высокой прочностью, чтобы обеспечивать герметичность. Внутренние стекла обладают не такой высокой прочностью и выполнены из более дешевых материалов. Существует риск, что из-за разницы давлений центральное “стеклышко” может лопнуть.
Чтобы вывести из межстекольного пространства лишний воздух, нормализовать давление и избежать образования конденсата, нужно то самое отверстие.
Воздух из двигателя
Запаса воздуха в герметично закрытом самолете пассажирам и членам экипажа хватило бы всего на 15-25 минут. Так откуда же в салоне кислород?
Оказывается, из компрессоров двигателей. Многие пассажиры, услышав, что воздух берется из двигателя, страшно пугаются, думая, что вынуждены дышать грязью весь полет.
На деле воздух, который в дальнейшем попадает в салон, не смешивается с топливом, поэтому он безвреден. Да и прежде, чем пассажиры будут его вдыхать, он пройдет через систему охлаждения и очистки, задерживающей до 95% бактерий.
Единственный недостаток такого воздуха – чрезмерная сухость.
Черные треугольники
Попадались ли вам в салонах некоторых самолетов такие черные треугольники?
Они используются во время предполетной инспекции суда и помечают места, с которых открывается лучший обзор на крылья и закрылки.
Если закрылки не уберутся или уберутся неравномерно, самолет может накрениться и стать неуправляемым.
Закрылки самолета Boeing 737
Если у пилота возникают сомнения относительно положения закрылков, он может провести обзор с помеченной треугольником точки.
Источники:
http://homad.ru/vingsyut-i-ego-idejnye-vdoxnoviteli-belki-letyagi-kak-ustroen-umnyj-kostyum/
http://spb.aif.ru/society/136233
http://www.anews.com/p/86779282-zachem-samoletu-nos-buratino-i-lopatka-kupera-sekrety-avialajnerov/