Как называется прыжок без парашюта. Вингсьют и его идейные вдохновители белки-летяги: как устроен «умный» костюм
Вингсьют и его идейные вдохновители белки-летяги: как устроен «умный» костюм
Спортсмены, занимающиеся полетами в вингсьюте, выглядят как супермены из голливудских фильмов. Но это вполне реальные люди, которые, используя специальные костюмы и имея соответствующую физическую подготовку, освоили полеты в небе, пусть и не на дальние расстояния, но без специальных летательных механизмов.
Вингсьют (от англ. wingsuit – «костюм–крыло»), этот специальный комбинезон используется в новейшей и экстремальной дисциплине парашютного спорта, которая окончательно сформировалась в 1990-е годы, когда массовое увлечение парашютным спортом привело к появлению различных направлений внутри него и к созданию уникального костюма. Создателем этого чуда был француз Патрик де Гайардон, а идейными вдохновителями выступили белки-летяги.
Летные характеристики вингсьюта в основном определяются площадью «крыльев». Форма и размеры крыльев зависят от модели костюма, но общие принципы работы у них идентичны. Есть модели, у которых крылья крепятся к рукам и корпусу и соединяют ноги. Они имеют относительно небольшую площадь и создают силуэт птицы. А есть такие, которые соединяют руки и ноги, а также ноги между собой — они образуют четырехугольник и имеют самую большую площадь. Чем больше «крылья», тем более профессиональным считается вингсьют, и тем дороже он будет стоить.
Вингсьют позволяет спортсмену управлять полетом. Специальный двухслойный материал надувается посредством восходящих воздушных потоков через воздухозаборники, что создает подъемную силу для движения. Высокое давление в крыльях формирует недостающую жесткость, благодаря которой они легко удерживаются руками. Все три тканевых крыла имеют внутри нервюры (элемент поперечного силового набора каркаса крыла, оперения и других частей летательного аппарата или судна, предназначенный для придания им формы профиля), надувающиеся набегающим потоком через воздухозаборники. При полете спортсмена вперед они создают подъемную силу. Все модели вингсьюта оснащаются специальным механизмом быстрого отсоединения, дающим спортсмену возможность выбирать произвольный режим полета. Мембраны, расположенные между ног также разъемные, что обеспечивает свободу движения спортсмена в момент приземления и передвижения непосредственно по земле.
Благодаря вингсьюту можно снизить вертикальную скорость до 35-40 км/ч и увеличить горизонтальную скорость полета относительно земли до 350 км/ч (и даже больше). При этом дальность горизонтального пролета, может превышать 10-15 км. А мировой рекорд по дальности полета, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса, составляет 30 километров 400 метров.
В последние несколько лет особую популярность завоевали прокси-полеты, когда парашютист летит в нескольких метрах вдоль склона гор. Обычно полет выполняется в направлении траверса склона, как бы «огибая» гору. Это помогает парашютисту следовать рельефу горы, легко контролировать высоту над склоном, поворачивая влево или вправо, и быстро отойти на безопасное расстояние от горы для раскрытия парашюта. Все это позволяет достичь почти полного сходства с полетом птицы и получить незабываемые впечатления!
Несмотря на кажущуюся простоту и легкость полета, вингсьют предназначен только для очень опытных парашютистов, имеющих за плечами не менее 200 прыжков с парашютом и тщательную подготовку к полетам. Но это так захватывает, что все больше и больше людей по всему миру присоединяются к этому удивительному виду парашютного спорта. Ведь подобный полет очень напоминает полет птиц, к чему так давно стремилось человечество.
Wingsuit flying
Лоукостер
Пролетел как лист фанеры
Адреналин. Конкретный причём.
Скайдайвинг
Баба с вингсьюта – скайдайверу легче
Я в сине-зеленом костюме, чуть выше слева самолет с которого я прыгнул
Максимальная близость.
И по-ле-те-ли.
Сумасшедший прыжок с высоты 3842м.
Длительность видео – 2 мин. Кирпичи в процессе просмотра гарантированы 🙂
Бабка не пускает деда на рыбалку.
“ну што ты ко мне пристала. “
Выше облаков .
Кто крайний?
На волосок от смерти
Всем уже наверняка надоели шутки про стальные яйца, которые, как правило, используются не к месту.
Так вот. Из всего что я видел в интернете, это видео на мой взгляд единственное, после просмотра которого, можно со стопроцентной уверенностью сказать, что у этого мужика действительно стальные яйца.
Не поняли что произошло?
В двух словах – человек отцепился от основного купола из-за закрутки строп. Но перед отцепкой обнаружил что кольцо запасного парашюта недоступно!! Отцеплялся в расчете на то что успеет развить достаточную скорость падения для срабатывания страхующего прибора, так как RSL его системе отсутствовал.
Подробнее для тех кто далек от парашютной темы
Я с вингсьютами мало знаком, к сожалению, но попытаюсь рассказать. Главный герой прыгает в вингсьюте (так называемый костюм белки-летяги). Сам полет проходит без происшествий. Проблемы начинаются при раскрытии парашюта.
Основной парашют раскрылся 0:09 но неудачно – началась закрутка строп. В кадре она не видна. Для того чтобы вы поняли о чем речь – первое попавшееся видео из интернета:
На превью этого видео очень хорошо видно как перекручены стропы – это и называют закруткой, на этом примере герою повезло – закрутка “раскрутилась” практически сама.
Но такое бывает не всегда. Раскручиваются, как правило, ритмичными движениями корпуса и ног (что-то типа попытаться провернутся вокруг своей оси на офисном кресле, только лишь корпусом, без опоры на что либо). Такие попытки очень хорошо видны на 0:26 – выглядит как непонятная дерготня из стороны в сторону.
К сожалению, не всегда получается раскрутиться. Бывают прогрессирующие закрутки, бывают нераскручивающиеся закрутки, бывает перформеры пытаются раскрутиться не в ту сторону усугубляя ситуацию и т.д. Соответственно на таком парашюте нормально не приземлишься, и для того чтобы “больно не ударится об землю” нужно воспользоваться запасным парашютом.
Парашютная система “интегрируется” с костюмом вингсьюта и выглядит приблизительно так (картинка из интернета):
Для того чтобы воспользоваться запаской сначала дергается подушка отцепки (№1) и потом кольцо запасного парашюта (№2). (зачем отцеплять основной немного написано в предыдущем посте).
Так вот, вернемся к герою нашего видео. Закрутку строп устранить у него не получилось, где то на 30ой секунде он принимает решение об отцепке, и процитирую:
Беру подушку, смотрю на кольцо. кольца нет! вижу только его край
Кольцо запаски провалилось внутрь костюма вингсьюта! Все попытки его вытащить безуспешны, приземляться с такой закруткой – скорее всего убьешься, патовая ситуация.
Получается, что отцепится от основного парашюта можно, но вот открыть потом запасной нет!
Героя могла бы спасти система RSL – автоматически раскрывает запасной парашют при отцепке от основного. Т.е. отцепи он основной парашют – открылась бы запаска, и все чудно. Но этой системы у него установлено не было.
На парашютных системах такого типа устанавливается страхующий прибор, который должен автоматически открывать запасной парашют, если (внимание!) скорость падения ниже определенной высоты слишком велика. Т.е. грубо говоря (не помню точно цифры) если у вас высота меньше 300 метров и скорость падения больше 35мс то прибор автоматически раскроет запасной парашют. При этом ниже 50 метров прибор отключается, так как там открытие запасного парашюта уже гарантированно бессмысленно.
Перформер таки дергает отцепку 0:55, начинает падать к земле, ориентируется головой вниз (чтобы как можно быстрее развить максимальную скорость), делая все это в надежде на то, что он успеет развить достаточную скорость падения для срабатывания страхующего прибора. С учетом того что высоты осталось уже очень мало, это очень отчаянное решение.
Представляете всю эпичность ситуации? Заставить себя отстегнуться от почти рабочего купола, который дает хоть и призрачный но шанс остаться в живых, лететь головой вниз, видеть приближающуюся землю уже практически в десятках метров от себя, и надеяться на то что вы успеете развить достаточную скорость для срабатывания страхующего прибора.
К счастью парашют раскрывается 1:02 и совершив пару маневров уклонения от проводов парашютист успешно приземляется.
Как так получилось?
Не родной для перформера костюм вингсьюта, великоватый по размеру, и немного другой конструкции. Что наложилось друг на друга и привело к проблемам при монтаже всей системы, и к вытекающим из этого проблемам в самом прыжке.
Оказалось, что кольцо мало того что провалилось внутрь, так еще и заблокировалось там (картинка от автора происшествия уже с земли):
Это сложно объяснить на словах. Черно-желтая веревочка должна фиксировать собачку молнии так чтобы прорезь, через которую проходит синяя лямка, не увеличивалась при перемещении одного из ползунков от воздействия на него лямки, а просто перемещалась вверх-вниз по молнии (грубо говоря связывает две собачки). Т.е. вот так это должно было выглядеть:
Делается это для того чтобы размер прорези не позволял провалиться кольцу внутрь. Вот комизм ситуации – мало того что кольцо таки провалилось, так еще и заблокировалось той самой веревочкой которая должна была это предотвратить (Ты_должен_был_бороться_со_злом_а_не примкнуть_к_нему.jpeg)
К счастью все обошлось, и я думаю герой отмечает в этот день свой второй день рождения.
Произошло это все у нас в далеком 2015 году. Дропзона киржач.
Зачем самолету “нос Буратино” и “лопатка Купера”? Секреты авиалайнеров
Если вы часто летаете, то вам хорошо знакомо назначение многих деталей самолета. Но готовы поспорить, что о некоторых вещах не знают даже опытные пассажиры. Хотите убедиться в этом? “Умный журнал” расскажет об удивительных изобретениях, назначение которых известно только профессионалам.
Законцовки на крыльях
Вы когда-нибудь обращали внимание, что современные самолеты имеют на крыльях острые законцовки, загибающиеся кверху? Эти законцовки называются “винглеты”.
Когда самолет находится в полете, то давление над его крылом ниже давления под ним.
Из-за разницы давлений часть воздуха перетекает через край крыла из зоны с высоким давлением в зону с низким. Это приводит к созданию вихрей, снижающих аэродинамические свойства крыла и уменьшая его эффективную площадь. Возникает так называемое индуктивное сопротивление. Винглеты как раз помогают ослабить силу вихрей и добиться оптимальной формы распределения подъемной силы.
Винглеты служат для увеличения размаха крыла и улучшают его аэродинамические характеристики.
Использование этих законцовок помогает снизить расход топлива и сократить выброс в атмосферу диоксида углерода.
Избежать возникновения индуктивного сопротивления можно и путем увеличения размаха крыльев, но это возможно не во всех случаях. Воздушные суда Boeing 737 и 757 часто используются в маленьких аэропортах, где лайнеру с длинными крыльями может не хватить места.
“Нос Буратино”
На носовой части некоторых самолетов можно заметить странный шпиль, похожий то ли на нос Буратино, то ли на шпагу. Для чего она нужна и почему встречается не всегда?
Как и при езде на автомобиле, в полете необходимо следить за скоростью и другими характеристиками. Но как это сделать, если вы не видите дороги, а вокруг вас лишь воздушное пространство?
Для этого и существует данное устройство – штанга, на которую крепятся измерительные приборы и датчики. Одно из его названий – система воздушных сигналов. С ее помощью пилот получает кучу важнейшей информации о воздушной и вертикальной скорости, давлении и к далее. Чем быстрее летит самолет, тем сильнее на него давит встречный воздушный поток.
Все эти данные нужны для автоматической работы двигателей и других систем летательного аппарата. Если сигналы будут неверны, судно может потерпеть крушение.
Но раз эти приборы так важны, почему штанга на носу есть не у всех самолетов?
Дело в том, что эти датчики есть и у всех серийных самолетов, но крепятся к корпусу и издали не видны. Сам летательный аппарат может вносить погрешности в показания датчиков, поэтому сперва их нужно верно откалибровать.
Нос Буратино на время испытательных полетов ставят практически всем самолетам. Эталонные приборы крепятся к штанге как можно дальше от корпуса. Затем их показания сверяют с данными датчиков, определяют погрешность и вносят нужные поправки в их работу.
Когда все приборы настроены должным образом, “клюв” можно снять. Серийный выпуск самолетов происходит уже с учетом всех коррекций, поэтому им носы-шпаги также не нужны.
“Лопатка Купера”
А сейчас будет история, достойная авантюрного романа, но абсолютно реальная.
В 1971 году человек по имени Дэн Купер, летевший из Портленда в Сиэтл, угнал самолет, получил выкуп в размере 200 тысяч долларов и благополучно скрылся, выпрыгнув с парашютом.
Преступление осталось нераскрытым, а все самолеты Boeing и Airbus стали снабжаться механизмом, получившим название “лопатка Купера”. Это устройство не позволяет открыть дверь в хвостовой части во время полета.
Фоторобот угонщика лайнера
Отверстие в стекле иллюминатора
Представьте: стюардесса раздала пассажирам обед, забрала оставшийся мусор, а до приземления остается масса времени. Само время отвернуться к стенке, облокотиться на иллюминатор и вздремнуть. И тут ваше внимание привлекает крошечное круглое отверстие на стекле. Для чего же оно нужно?
“Окна” в современных лайнерах состоят из трех слоев прочного прозрачного пластика. Внешний слой должен выдерживать перепады давления и обладать высокой прочностью, чтобы обеспечивать герметичность. Внутренние стекла обладают не такой высокой прочностью и выполнены из более дешевых материалов. Существует риск, что из-за разницы давлений центральное “стеклышко” может лопнуть.
Чтобы вывести из межстекольного пространства лишний воздух, нормализовать давление и избежать образования конденсата, нужно то самое отверстие.
Воздух из двигателя
Запаса воздуха в герметично закрытом самолете пассажирам и членам экипажа хватило бы всего на 15-25 минут. Так откуда же в салоне кислород?
Оказывается, из компрессоров двигателей. Многие пассажиры, услышав, что воздух берется из двигателя, страшно пугаются, думая, что вынуждены дышать грязью весь полет.
На деле воздух, который в дальнейшем попадает в салон, не смешивается с топливом, поэтому он безвреден. Да и прежде, чем пассажиры будут его вдыхать, он пройдет через систему охлаждения и очистки, задерживающей до 95% бактерий.
Единственный недостаток такого воздуха – чрезмерная сухость.
Черные треугольники
Попадались ли вам в салонах некоторых самолетов такие черные треугольники?
Они используются во время предполетной инспекции суда и помечают места, с которых открывается лучший обзор на крылья и закрылки.
Если закрылки не уберутся или уберутся неравномерно, самолет может накрениться и стать неуправляемым.
Закрылки самолета Boeing 737
Если у пилота возникают сомнения относительно положения закрылков, он может провести обзор с помеченной треугольником точки.
Источники:
http://homad.ru/vingsyut-i-ego-idejnye-vdoxnoviteli-belki-letyagi-kak-ustroen-umnyj-kostyum/
http://pikabu.ru/tag/Wingsuit%20flying/best
http://www.anews.com/p/86779282-zachem-samoletu-nos-buratino-i-lopatka-kupera-sekrety-avialajnerov/