18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История айкидо. История развития айкидо в ссср и россии

Развитие айкидо

После окончания Второй Мировой войны, Япония оказалась под протекторатом Соединенных Штатов. Новое японское правительство крайне негативно относилось к развитию любых традиционных боевых искусств, воспитывающих в молодежи агрессивность. В сложившейся обстановке айкидо, проповедующее миролюбивость и всеобщую гармонию, нашло широкую поддержку у японских властей, а у американских тем более (ибо демократия — это когда твои войска стоят на чужой территории, а чьих–то иных войск, желательно, вообще нет).

В 1948 году было основано Айкикай Хомбу Додзё, и первые успехи этой организации, обеспечившие распространение ее влияния во всем мире, были достигнуты во многом благодаря усилиям Коичи Тохэя и некоторых других первых сиханов Айкикая. В течение двух десятков лет айкидо распространилось на территории Соединенных Штатов, а затем и по всему миру. Сейчас тренировки айкидо айкикай можно можно посетить практически в любом крупном городе планеты.

Необходимо отметить, что параллельно развивались и другие направления айкидо, основанные различными учениками Морихэя Уэсибы. В частности, Годзо Сиода еще при жизни О–сенсея основал свою школу — «Ёсинкан», которая сохранила жесткость и эффективность техник довоенного «Кобукана». А в 1990 году была сформирована Международная Федерация Айкидо Ёсинкан — International Yoshinkan Aikido Federation (IYAF).

После смерти О–сенсея были созданы направления айкидо мастерами, обучавшимися непосредственно не у Уэсибы, а у его учеников. Различное видение айкидо сэнсеями разных стран не могло не отразиться на стиле их преподавания. В результате, сейчас в мире насчитывается около 30 различных стилей айкидо, многие из которых достаточно далеки от тех идей, которые озвучивал О–сенсей. Тем не менее, наибольшее развитие получили три стиля традиционного айкидо: айкикай, ёсинкан и ки–айкидо. Считается, что в настоящее время айкидо занимаются более 1,2 миллиона человек в более чем 80 странах мира.

Развитие айкидо в России

По всей видимости, первым, кто начал преподавать айкидо на территории бывшего СССР, был Рукавишников В.А., которому во время работы в Мали довелось учиться у Ван Бая–сенсея. После возвращения в Россию в 1969 году он организовал первую в стране секцию айкидо. Располагалась она в Ленинграде и многие из тех, кто начинал в те годы изучение мало еще кому известного айкидо, продолжают практиковать его и в наши дни, теперь уже в качестве инструкторов основанных ими клубов.

С середины 80–х годов начали появляться секции Айкидо в Москве, Киеве, Ростове–на–Дону, и других регионах.

К концу 80–х годов в Ленинграде и его окрестностях насчитывалось уже достаточное количество клубов, которые в 1989 году, объединившись, сформировали первую в стране федерацию айкидо Ленинграда и Ленинградской области.

В 1990 году была создана Всестилевая Федерация Айкидо СССР. В названии организации отражен факт, что хотя большинство айкидок тех лет практиковало айкикай, тем не менее, осознавалась необходимость учета интересов и представителей других направлений айкидо.

История возникновения и развития ёсинкан–айкидо в России темна и запутана. Скорее всего, уже невозможно наверняка сказать, кто первым начал практиковать направление Сиоды в нашей стране, и когда была открыта первая секция. Известно, что в начале 90–х годов получила распространение широко известная видеоэнциклопедия айкидо–ёсинкан. Четкость исполнения инструкторами Хомбу додзе техник произвела впечатление на многих айкидок тех лет, побудив их самостоятельно изучать ёсинкан. Также известно, что в 1993 году в Россию прибыл Дэвид Эйрз, который при всей неоднозначности своей персоны, был едва ли не первым аттестованным инструктором в нашей стране. Благодаря Макашеву А.М. в середине 90–х годов Эйрз провел ряд семинаров в Санкт–Петербурге, что способствовало развитию айкидо–ёсинкан во втором по величине городе страны.

К концу 90–х годов в России насчитывались уже десятки секций айкидо, практикующих направление ёсинкан. Стали формироваться многочисленные федерации, проводиться крупные семинары с участием японских мастеров, получили широкое распространение учебные фильмы и книги. В 2008 году в результате преобразования IYAF, она была переименована в Фонд Айкидо Ёсинкан (Аikido Yoshinkan Foundation). Некоторые клубы России (в основном Дальневосточные и Московские, относящиеся к федерации «Мисогикан» Дэвида Эйрза) отказались входить в новую федерацию и, вслед за одним из наиболее известных сиханов Тсутому Чидой, заявили о намерении развивать новое направление айкидо — стиль «Ренсинкай».

В середине нулевых годов айкидо в России достигло той грани, за которой идеи развития боевого искусства стали уступать место идеям коммерческим.

По сути, эта участь постигла многие единоборства, и айкидо здесь не исключение. Но если в соревновательных видах спорта всегда существовала своеобразная селекция техник, учеников, школ, связанная с необходимостью эффективно выступать на спортивных состязаниях, то айкидо, в котором нет даже учебных спаррингов, начало постепенно превращаться в разновидность фитнеса. Теперь многие клубы существовали не столько ради изучения айкидо, сколько ради финансовой прибыли. При этом наследие Уэсибы стало активно позиционироваться как боевое искусство для интеллигентов, подразумевая, что при наличии завидного интеллекта можно быстро освоить высокоэффективные техники самообороны, не потратив при этом практически никаких физических или моральных сил. Более того, поскольку физическая сила в айкидо якобы не важна, то и ОФП развивать на тренировках совершенно не обязательно. Надо сказать, что подход полностью себя оправдывает, действительно, кто же у нас в стране не относит себя к интеллигентам? Как следствие, в айкидо стало приходить много случайных людей, которые, с одной стороны, хотят заниматься единоборствами, а с другой — не хотят особо напрягаться и рисковать возможностью получения травм. Для многих из них айкидо — это просто одна из разновидностей модного времяпровождения (наподобие занятий икебаной или посещения суши–бара), которая к тому же, дает основание при случае намекнуть на свою сопричастность к миру боевых искусств, ну или выложить на просторах социальных сетей свои фотографии в кимоно и с поясом темного цвета. Безусловно, исключений из указанного правила до сих пор не мало, но тенденция наметилась очевидная.

Читать еще:  Охота на лис в англии. Чисто английская охота

В любом случае, для желающих заниматься айкидо, сейчас нет никаких препятствий. Практически во всех крупных городах функционируют клубы различных стилей айкидо, входящие в состав тех или иных федераций. Регулярно проводятся семинары японских мастеров, экзамены на ученические и мастерские степени. Айкидо стало таким же привычным и доступным для изучения как и традиционные самбо, дзюдо, вольная или греко–римская борьба.

История айкидо. История развития айкидо в ссср и россии

НН, ул. Космическая, 58а

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

История возникновения и развития айкидо

Айкидо относится к традиционным будо. Название состоит из трёх иероглифов, имеющих следующее значение:

Ай (яп. 合) — 1. подходить для чего-либо; 2. совпадать, согласовываться; 3. быть правильным; 4. Гармония, единение.
Ки (яп. 気) — энергия духа, жизненная энергия, дыхание, движение пара (кит. ци);
До (яп. 道) — дорога, путь, метод.

Традиционное Айкидо – современное восточное единоборство. Оно было развито от традиционных воинских искусств O-сенсеем Морихеем Уесиба (родился 14 декабря 1883 г., умер 26 апреля 1969 г.). Уесиба, рожденный в Taнабе (теперь префектура Вакаяма в Японии), постепенно стал одним из самых больших мастеров в военных искусствах его времени. На него особенно повлияло и вдохновило Дайто рю Айки джиу-джитсу мастера Сокаку Такеда. Это военное искусство стало технической основой Айкидо O-сенсея. Другое большое влияние на Уесибу было оказано человеком по имени Онисабуро Дегучи. Это был духовный лидер Oмото-кио, группы людей, занимающихся Синтоизмом. Именно через Oнисабуро и его духовное обучение O-сенсей нашел основу для развития “aiki”- создание гармонии между физическим и духовным в Айкидо и в жизни. Исходя из своего обширного опыта , O-сенсей создавал Budo, которое он наконец назвал Айкидо. Хотя Айкидо – недавно развитое военное искусство, это искусство, основанное на твердых, проверенных и испытанных принципах, как для техники без оружия, так и с оружием.

Айкидо прошло различные стадии после собственного развития Уесибы: от Дайто рю – базовой техники 1930-ых – к Айкидо, каким мы знаем его сегодня. Хонбу Додзё было основано в 1927 г. в Токио, но когда началась Вторая Мировая Война , Уесиба переехал в деревню Ивама, к северу от Токио в префектуре Ибараки. Он неоднократно говорил, что Ивама была местом, где его Айкидо было систематизировано и усовершенствовано.

И именно в Ивама Доджо он завершил создание и преподавал базовые и продвинутые формы техники с пустыми руками. Также это было единственное место, где Уесиба регулярно и систематически преподавал технику с оружием, которую он развил как неотъемлимую часть искусства Айкидо. Таким образом Айкидо О-сенсея состоит из трёх переплетающихся дисциплин: ken (меч), jou (палка) и taijutsu.

Пять принципов айкидо, сформулированные Основателем:
  1. Айкидо – это путь, который вечно объединяет все пути Вселенной; это Универсальный Разум, который содержит все и все объединяет.
  2. Айкидо – это истина, которой учит Вселенная и которая должна применяться к нашим жизням на Земле.
  3. Айкидо – это принцип и путь, который объединяет человечество с Универсальным Сознанием.
  4. Айкидо придет к своему завершению, когда каждый, кто следовал своему истинному пути, станет одним целым со Вселенной.
  5. Айкидо – это путь силы и сострадания, который ведет к бесконечному совершенству и вечно растущей славе Бога.

Период Кобукан Додзё (Часть I)

В апреле 1931 года Морихей Уесиба, основатель айкидо, открыл в районе Синдзуки в Токио частное додзё под названием «Кобукан». Более чем на десять лет оно стало центром всей деятельности Основателя и местом, с которым связывают рождение айкидо, духовного воинского искусства Японии.

Читать еще:  Гонка кланов Warface: май. Обновленная гонка кланов

Период Кобукан Додзё (Часть II)

В первой части мы видели, какое драматическое влияние оказали на жизнь и психологическое состояние Морихея Уесиба Второй Инцидент Омото и его последствия. Он не мог больше встречаться со многими людьми, с которыми у него за предшествующие 15 лет установились хорошие связи, поскольку японское правительство преследовало членов сообщества Омото. Некоторое время Морихей скрывался в доме начальника полиции Сонезаки, и только затем смог вернуться к обычной жизни и тренировкам.

Истоки айкидо

По мнению некоторых исследователей, предшествовавшее Айкидо комплексное боевое искусство Айкидзюдзюцу было основано шестым сыном императора Сэйва (850-880), принцем Тэйдзюном и через сына последнего, Цунэмото, стало достоянием могущест-венного самурайского клана Минамото.

История развития айкидо в СССР и России

История развития айкидо в СССР и России

Продолжение статьи. Часть 3

Начало взаимодействия с международными организациями айкидо

В Петербург довольно часто приезжал Мори-сан. Мне нравилось с ним беседовать. В детстве он жил на Сахалине, поэтому хорошо говорил по-русски и понимал нашу ментальность. Позже я узнал, что он один из людей, отвечающих за отношения с Россией в Айкикай Хомбу Додзё.

В одной из бесед он спросил меня, неужели я не понимаю, что стоит мне убрать только одно слово из названия федерации — «всестилевая» — и оставить в федерации только одно направление «Айкикай», как со стороны Хомбу Додзё Айкикай сразу изменится отношение к нашей федерации. Я объяснил, почему я этого не могу сделать. Он сказал, что хорошо понимает меня, но я должен понять и их. Вот здесь я их и понимал, и не понимал.

Февраль 1992 года. Нам позвонили из Москвы и сообщили, что в Петербург приезжает Моритеру Уэсиба. Мы оповестили об этом всех членов федерации. Приехали не только со всех концов России, но и из-за рубежа. Нам не сказали, какая намечена программа при посещении Петербурга. Мы решили приготовиться «по полному». Начистили до блеска зал в клубе «Ленкай» на случай проведения тренировки. Сняли банкетный зал на втором этаже и накрыли столы для банкета… Утром встретили поезд из Москвы.

Вечером нам сообщили, что Моритеру Уэсиба приглашает для встречи в ресторан «Универсаль» на Невском проспекте только меня одного. Собрались в банкетном зале, стали решать, как быть? Решили, что пусть будет неприлично, но я беру с собой на встречу Президента Федерации Айкидо Украины Игоря Юрьевича Шмыгина и Президента Федерации Айкидо Халидова. Понимали, что взять еще кого-нибудь — будет «через край». Остальные не расходились и ждали в банкетном зале — может быть, нам удастся уговорить сенсея приехать для встречи с представителями других федераций.

Японцы были удивлены и обескуражены моей бестактностью (появлением в таком составе). Вежливо напомнили, что приглашали меня одного. Я объяснился, как мог. Прошло. Поставили еще стулья, ужин продолжился.

Сейчас понимаю, насколько был неопытен и несдержан. Не думал о том, какое произвожу впечатление, старался по максимуму решить необходимые вопросы. Моритеру Уэсиба пытался не говорить о делах, и все сводил просто к ужину.

Было интересно за ним наблюдать, ведь это был внук Морихея Уэсибы. Чувствовалось, что он привык к вниманию. Внешне был спокоен и держался с достоинством, казался немного отвлеченным от разговора. На вопросы отвечал не спеша, и было видно, что анализирует каждый вопрос и свой ответ. На просьбу поехать в «Ленкай», повернулся к кому-то из своего окружения. Тот поспешно стал объяснять, какая у них насыщенная программа и, несмотря на их желание, они никак поехать не могут. Хороший дипломатический ход. Расстались как дипломаты.

В сентябре 1993 года в Петербург приехал сенсей Сумемия, который тоже говорил по-русски. Он провел тренировку в клубе «Ленкай», сразу набрав много очков своей техникой. Справедливости ради, надо сказать, что сколько я не видел шиханов, не было ни одного, который не вызывал бы бурю восторгов своей техникой. К этой стороне японцы относятся очень ответственно.

Затем сенсей Сумемия провел небольшое совещание. Я был занят на какой-то встрече по бизнесу. Все бросил, примчался немного опоздав и, конечно, к этому совещанию был не готов. Сенсея, кажется, волновал только один вопрос: собираемся ли мы присваивать свои Российские даны. Получив ответ, что в ближайшее время мы это даже не планируем, он как-то потерял интерес к дальнейшим вопросам.

Мне показалось, что я ему, как руководитель не понравился. Несмотря на это, наши отношения с Айкикай Хомбу Додзё, Европейской и Всемирной Федерацией Айкидо продолжали развиваться. В России уже проводили семинары такие большие мастера, как сенсей Китаура, сенсей Фудзита, сенсей Ульф Эвенас, сенсей Тамура, сенсей Ямада и другие. Несмотря на то, что они все практиковали направление «Айкикай», их техника отличалась своей самобытностью. Появились их поклонники, потом это поклонение переросло в желание заниматься только этой техникой. В России в разных регионах появились целые направления, которые общались между собой, аттестовывались только у «своего» сенсея и ездили в основном на его семинары.

Читать еще:  Виды фитнеса: upper body.

В 1994 году в Санкт-Петербурге проводились «Игры доброй воли — 94». Не воспользоваться этим обстоятельством мы не могли и решили, что надо обязательно на открытии устроить показательные выступления по айкидо. Ведь это была первая публичная демонстрация айкидо на таком престижном мероприятии. И конечно мы хотели, чтобы показательные выступления выполняли представители нашей федерации.

Сделали отбор, чтобы представить как можно больше регионов России. Провели работу по размещению этих представителей. На репетиции столкнулись с тем, что нужно падать на твердую гаревую дорожку. Возникала опасность получения травмы при высоких падениях. Договорились, что все будут делать невысокие падения. Открытие прошло на Ура. Наши представители понимали, что представляют Россию и работали с полной самоотдачей, совсем не выделяясь среди остальных участников открытия, которые, надо заметить, были высококвалифицированные профессионалы. Многие участники до сих пор хранят пропуска на это мероприятие. Мы же со своей стороны напечатали красивые дипломы участников открытия «Игр доброй воли — 94», которые и вручили им.

Осенью 1995 года в Софии проводился конгресс Европейской Федерации Айкидо. Для участия в нем были приглашены представители Украины, Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы. Были приглашены и представители России, отдельно мы и отдельно «москвичи».

Конгресс проводился в гостинице Москва. В годы советского режима в этой гостинице проводились совещания дружественных компартий и Совета экономической взаимопомощи, поэтому конференц-зал был хорошо оснащен и радиофицирован.

От нашей федерации поехал я и Президент Федерации Айкидо Санкт-Петербурга и Ленинградской области Валерий Анатольевич Скрылёв. Переводчиком с нами поехала прелестная девушка Оля Фоминова, которая занималась айкидо, и поэтому легко переводила термины, понимая тонкости айкидо, недоступные простым переводчикам. Надо сказать, что мы и не подозревали, какой выигрыш нам даст ее присутствие. Небольшого роста, стройная и очень естественная в поведении, она одним своим присутствием расположила к нам многих участников конгресса.

К конгрессу мы готовились. Приезжающие из-за рубежа мастера айкидо спрашивали о том, что происходит в России с развитием айкидо? Мне казалось, что это действительно должно волновать всех занимающихся айкидо. Ведь мы одна семья. Еще свежа была обида на «москвичей», которые за нашей спиной, нарушив договоренности, зарегистрировали Федерацию Айкидо России. Поэтому я приготовил довольно жесткий доклад на русском и английском языках, который мы разложили на столы всех участников. Было дано время для выступления как мне, так и «москвичам».

«Москвичи» просили конгресс принять, созданную ими федерацию России в члены Европейской Федерации Айкидо. Мы возражали против этого, аргументируя, что у нас также есть федерация Айкидо России, которая еще не зарегистрирована, и если федерация москвичей будет принята в ЕФА, то необходимо принять и нашу федерацию. Эти наши заявления проходили на фоне того, что участники конгресса из других стран, бывших республик Советского союза не делали никаких заявлений о вступлении их федераций в ЕФА. Никаких решений в отношении России конгресс принимать не стал, но было поручено сенсею Фудзите провести с нами совместную встречу, с целью возможного примирения.

На другой день эта встреча состоялась. На ней я увидел, насколько умен и профессионален сенсей Фудзита в проведении переговоров и разных встреч. Во многом благодаря его участию в этих переговорах было решено, что айкидо в России может нормально развиваться в рамках существующих федераций.

Надо сказать, что я долгое время считал сенсея Фудзита только высоко профессиональным чиновником, но не тренером. Это мнение сохранялось до первой тренировки сенсея Фудзиты, на которой я присутствовал. Оказалось, что он не только большой мастер айкидо, но и прекрасный тренер, понимающий, как лучше всего донести материал, чтобы его поняли. В дальнейшем я узнал, что сенсей Фудзита проводит еще теоретические занятия по айкидо. Судя по горящим глазам, с которыми мне рассказывали об этих лекциях, он давал очень много того, что нельзя было нигде узнать для более полного понимания айкидо.

Источники:

http://aikido2.ru/aikido/aikido_development.html
http://xn—-7sbmpegyag.xn--p1ai/aikido/aiki-history
http://pandia.ru/text/78/272/45531.php

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: