46 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Индейское оружие. Оружие индейцев

Использование индейцами в бою различного оружия

Лук был основным стрелковым оружием индейцев, и, хотя некоторые воины со временем становились очень хорошими стрелками из ружей, они редко достигали в обращении с ружьем такого же мастерства, как с луком. Ричард Додж вспоминал: «Когда я впервые встретил индейцев, мало у кого из них было огнестрельное оружие, а имевшиеся ружья были самого низкого качества. Универсальным оружием был лук. Даже те, кто имел ружья, носил их, по моему мнению, скорее из-за производимого ими шума (что мы назвали бы психологическим эффектом) или потому, что оно было ценной вещицей… В моем первом бою с индейцами я был весьма удивлен, увидев, как убегающие краснокожие неизменно прихватывали с собой свои луки и стрелы, но бросали ружья. Мой проводник объяснил, что индейцам мало пользы от ружей в ближнем бою. Воин мог выпустить полный колчан стрел за время, которое уходило на то, чтобы зарядить ружье и выстрелить один раз».

Лук был мощным и опасным оружием в руках краснокожего. Современники говорили, что белый человек с трудом мог натянуть тетиву сильного индейского лука на 10 сантиметров, тогда как индеец легко натягивал его до наконечника стрелы. При этом сила луков даже внутри одного племени порой значительно разнилась. Индейцы говорили, что бывали луки, натянуть которые было под силу не каждому краснокожему. По словам сиу, хороший лук посылал стрелу в бизона так, что наконечник скрывался в теле животного, отличный лук вгонял стрелу по оперение, а великолепный лук пробивал бизона навылет. Археологические раскопки на полях сражений между краснокожими воинами и американскими солдатами подтверждают, что стрелы легко пробивали черепа.

Капитан Вильям Кларк сообщал, что индейцы метко поражали движущиеся мишени, мчась верхом на своих скакунах, превосходно рассчитывая расстояние и влияние ветра на полет стрелы. На расстоянии в 50 метров лук был очень метким оружием. Преследуя всадника, отстреливающегося из лука, индеец старался подъехать к нему с правой стороны, потому что так тому было неудобно стрелять в преследователя.

Скорость стрельбы из лука была поразительна. Ноа Смитвик писал: «Насколько бы ни было примитивно оружие краснокожих, в скорости стрельбы оно дает им преимущество над старыми, одноствольными, заряжающимися с дула ружьями. Особенно во время атаки. Пока белый человек заряжает ружье, индеец способен выпустить дюжину стрел. А если краснокожим удается вынудить нас выстрелить всем сразу, мы оказываемся полностью в их руках». То же подтверждал Джордж Гриннел, писавший, что «стрельбу из лука могли производить очень быстро и с большой точностью. Я сам видел, как индеец взял в руку 6 стрел и выпустил их в цель гораздо быстрее и точнее, чем я мог сделать это из шестизарядного револьвера». Полковник Додж был свидетелем того, как индейцы, держа в левой руке 5–10 стрел, так быстро выпускали их из лука, что последняя стрела выстреливалась еще до того, как первая касалась земли, и делали это с такой силой, что любая из них могла убить человека, стоящего на расстоянии 30 ярдов. Юджин Уэйр, боевой офицер: «Лук со стрелами в руках индейца гораздо более опасное и эффективное оружие, чем револьвер. Несмотря на то что из револьвера можно быстро выстрелить 6 раз, после этого его невозможно перезарядить на скаку или бегу, если вас кто-то преследует. А индеец может выпустить с близкого расстояния 6 стрел так же быстро, как из револьвера, а затем так же быстро еще двадцать четыре. Поэтому, когда солдат отстреливает все свои пули, он становится добычей преследующего его индейца, вооруженного луком».

По словам Ричарда Доджа, до широкого распространения скорострельных ружей копье было самым грозным и опасным видом индейского оружия ближнего боя, и применение его в схватке несло верную смерть противнику. Дэвид Томпсон подтверждал, что копье являлось «страшным оружием в руках решительного человека». Оно обычно использовалось конным воином, и рана, оставленная им, как правило, была смертельной.

Юэрс утверждал, что воины Равнин в конном бою держали копье двумя руками над головой, нанося удар сверху вниз, и никто из них не перенял техники боя испанских конных копьеносцев, в которой одной рукой всадник управлял конем, а другой наносил удар копьем, но это не совсем верно. Команчи рассказывали, что всегда наносили копьем прямой колющий удар, держа его согнутой рукой и ударяя из-под мышки. По словам одного из них, если удар наносить сверху из-за головы, наконечник может попасть в кость и сломаться или же движение может напугать лошадь самого всадника. Юджин Уэйр, офицер армии США, сражавшийся с индейцами в 1860-х гг., утверждал: «Индейцы великолепно владеют копьями. У наших же парней имеются на вооружении сабли — индеец не может поразить солдата копьем, если тот вооружен саблей, но и солдат не может поразить саблей индейца, если тот вооружен копьем».

Сабли крайне редко применялись американскими солдатами в боях с индейцами, поскольку столкновения между ними начались с середины XIX в., а к тому времени получили распространение многозарядные ружья и револьверы, сделавшие использование сабель нецелесообразным. Когда среди техасских рейнджеров пошли разговоры о том, чтобы обеспечить их саблями, один старый вояка с усмешкой проворчал: «Они, несомненно, сослужат рейнджерам хорошую службу, особенно чтобы распугивать змей».

Не менее распространенным оружием индейцев были дубинки с жестко прикрепленными к рукояти каменными набалдашниками, которые использовали как в пешем бою, так и в конном. Хвост Ласки из племени кайна рассказал, как следует использовать военную дубинку против ножа: «Если враг пытается пырнуть тебя ножом, ударь его по руке или запястью военной дубинкой, чтобы выбить нож. А затем ею разбей ему голову». Торговец Эдвин Дениг отмечал, что любая попытка отразить удар такой палицей приводила к перелому руки, а если парировать удар не удавалось, он сбивал на землю даже очень сильного человека. Использование другого вида дубинок, у которых каменный набалдашник свисал с рукояти, а не жестко закреплялся на ней, описал торговец Генри: «Конный воин мчится на полном скаку, вращая камень вокруг рукояти. Каждый меткий удар сбивает на землю человека или его лошадь». Также часто в рукопашных схватках использовались металлические топорики — томагавки. Относительно метания томагавков в бою Эдвин Дениг в 1854 г. писал об индейцах Северных равнин: «Несмотря на широко распространенное мнение, томагавки и боевые топоры не метают во врага, а, напротив, к ним приделывают петлю, которую надевают на кисть». Однако Берландиер в 1828 г. сообщал, что многие команчи применяют «в бою булавы или метательные топоры».

Читать еще:  Селуянов вконтакте. Локальное жиросжигание

Специальных ножей для боя или скальпирования не существовало — для этих целей использовали обычные. В бою использовался верхний хват, когда рукоять зажималась так, что лезвие ножа было направлено вертикально вниз. Удар наносился сверху вниз, чтобы проткнуть тело противника над ключицей, или сбоку горизонтально между ребер или в живот. Обычно ножом добивали уже раненного противника, скальпировали или уродовали его тело.

Огнестрельное оружие сыграло серьезную роль в истории индейских войн. Длинноствольные, заряжающиеся с дула ружья не были приспособлены для верхового боя. Они подходили для пешего бойца, который во время стрельбы твердо стоял на земле и имел возможность хорошо прицелиться. Перезарядка занимала много времени, порох отмерялся и засыпался, а пуля забивалась в дуло длинным шомполом. Все это занимало около минуты, а за минуту боя могло произойти многое. На скаку перезарядка такого ружья была делом еще более сложным, не говоря уже о стрельбе. Индейцы с уважением относились к ружьям, но только к заряженным. Пока противник за минуту перезаряжал свое ружье, воин на лошади покрывал расстояние в 300 ярдов и выпускал около 20 стрел. Чтобы выстрел был точным, человек должен был спешиться, тогда как лук позволял воину на протяжении всего боя оставаться верхом на коне. Индейцы приучали боевых коней стоять рядом с собой, когда воин спешивался в бою. Даже в 1860-х гг. среди краснокожих все еще были широко распространены старые, а зачастую антикварные ружья, заряжающиеся с дула. Порох и свинец они без труда получали у торговцев. Порох перевозился в роге-пороховнице, а свинец нарубался кусочками, которые выковывались в грубые шарики-пули. Они специально делались меньше диаметра ствола, чтобы легко проскакивать внутрь. Отправляясь в битву, индеец наполнял пулями рот. Выстрелив, он на полном скаку переворачивал пороховницу и засыпал в ружье неизвестное количество пороха, после чего сплевывал в дуло пулю. «Можно было не опасаться заряженного таким образом оружия, — писал Ричард Додж, — и солдаты без тени сомнения бросались на любое количество индейцев». Другой белый современник сообщал по этому поводу: «Так они заряжают и стреляют очень быстро — 4–5 раз за минуту, но не очень точно».

Поскольку индейский всадник в бою постоянно перекидывал свое тело с одного бока лошади на другой, чтобы противнику было тяжелее попасть в него, обычной практикой равнинников было целиться ему в область живота. Черноногие говорили, что так было проще подстрелить всадника. Священник Менгарини писал: «В бою нет беспорядочной стрельбы наугад, каждый плоскоголовый всегда целится (всаднику. — Авт.) в живот». Кроу упоминали, что целились в ту часть тела всадника, «которой он сидит на лошади».

Индейцы некоторых племен любили отпиливать у ружей стволы, чтобы их было легче держать, сидя в седле. Они думали, что такие ружья будут стрелять не хуже длинноствольных. Спиленное ружье при стрельбе можно было держать одной рукой, а другой — управлять лошадью.

Появление нового скорострельного оружия смогло серьезно переломить ситуацию на Равнинах не в пользу краснокожих. Как уже говорилось, первым экземпляром такого оружия был шестизарядный револьвер «кольт», с появлением которого один боец стал стоить нескольких. Техасские рейнджеры долго вспоминали «испытание „кольтов“» в битве в каньоне Нуэкес. Индейцы скакали вокруг них, выпуская стрелы. Рейнджеры дали залп из ружей, после чего вскочили на лошадей и бросились на индейцев, поливая их свинцом. Ситуация разворачивалась по совершенно непривычному сценарию. Обычно после такого залпа индейцы кидались на опустошивших ружья противников и убивали их. «Никогда, — вспоминал старый рейнджер, — банда краснокожих не бывала такой обескураженной, как во время той атаки. Они-то ожидали, что рейнджеры окажутся беззащитными». Индейцы бросились врассыпную, а преследователи гнались за ними около трех миль и многих убили. Но широкое распространение револьверы «кольт» получили только к концу 1850-х гг.

Спустя некоторое время индейцы также начали приобретать новое огнестрельное оружие и успешно использовать его в боях, что несколько уравняло противоборствующие стороны. Американский офицер писал по этому поводу: «Именно заряжающиеся с казенной части многозарядные ружья и металлические патроны превратили индейца Равнин… в изумительного солдата высшего разряда. Он уже был великолепным наездником, привыкшим всю свою жизнь сражаться верхом на коне. Единственное, что ему было необходимо, — меткое оружие, которое можно было легко и быстро перезаряжать на полном скаку».

Холодное оружие. Дубины и палицы североамериканских индейцев

Согласно описаниям различных племен индейцев начала XIX века, мужчина-воин редко появлялся на людях без оружия даже в собственной деревне в мирное время. Основными в арсенале индейцев по-прежнему оставались луки, стрелы, ножи, топоры и даже боевые деревянные дубины или каменные палицы. Например, воина племени сиу нельзя было считать полностью экипированным, если у него на поясе не висела боевая каменная палица. И это несмотря на то, что со времен первого знакомства с огнестрельным оружием прошло почти двести лет. В XIX веке по сравнению с XVII ружья стали доступнее для индейцев, но все еще воспринимались как роскошь. Вместе с тем, зачастую времени на перезарядку ружья (с кремневым замком) непосредственно в бою не хватало, поэтому индейцы привычным им способом хватались за дуло и использовали приклады в качестве ударной поверхности. Это, как считается, и способствовало распространению деревянных дубин так называемой прикладовидной формы среди многих индейских племен.

Индейцы, особенно степные, обладали огромным разнообразием боевых дубин и палиц, которые естественно состояли на их вооружении еще задолго до высадки первых европейских поселенцев в начале XVII века. Так, например, каменные палицы (вместе с тем очень похожие на булаву) представляли собой достаточно простое оружие: камень, чем-то похожий на заостренное с обеих сторон яйцо, крепился к уже обтянутому кожей древку при помощи петли все из той же сыромятной кожи, которая высохнув, обеспечивала крепость всей конструкции. Рукоять при этом специально делалась из эластичного дерева, поэтому при ударе не ломалась.


Индеец с каменной палицей

Сам камень по размерам был не очень большим: длиной в среднем 10−12 см при ширине от до 7,5, а с рукоятью вместе такая палица в целом была от 60 до 90 см в длину. При этом вес камня мог достигать 4 фунтов (чуть более полутора килограмм), а у некоторых племен — например, обитавших на севере Великих равнин ассинибойнов — и всех пяти (приблизительно 2,5 кг), то есть был достаточно тяжелым.

На рукоятке иногда проделывали отверстие, куда продевали кожаный шнурок так, чтобы получилась петля — своего рода темляк, который воин надевал на кисть, что страховало оружие от выпадения из руки. Даже такое, казалось бы, простое оружие индейцы всегда украшали. В ход шли перья, иглы дикобразов, хвосты бизонов, коров или лошадей. Такими палицами пользовались и сиу, и шайены, и черноногие, причем последние не отказались от них и в 70-е годы XIX века, когда, казалось бы, все остальные посчитали оружие устаревшим и в полной мере отказались от палиц в пользу метательных топориков томагавков и ружей.

Читать еще:  Бежишь вперед паровоза.


Виды боевых дубин и палиц североамериканских индейцев

Другие племена индейцев, обитавших в местах соприкосновения Равнин и лесов, такие, как омахи и арикары, использовали оружие, как минимум, внешне гораздо более грозное. В их арсенале одним из основных орудий для ближнего боя была деревянная дубина с вырезанным в ней шарообразным набалдашником.

Такое оружие было в меру тяжелое для того, чтобы нанести серьезный удар, например, по голове противника. По словам исследователя быта и в частности вооружения индейцев Ю. Стукалина («Военное дело индейцев Дикого Запада), современники омахи утверждали, что этой дубиной можно было «вышибить из человека мозги».


Боевая дубинка с шарообразным набалдашником и шипом (конец XVIII века)

Омахи изготавливали ее из корня ясеня, а над самим деревянным шаром вырезали изображение какого-нибудь тотемного животного, например, ласки. А вот у воина племени арикаров подобное же оружие, согласно свидетельствам шотландского натуралиста Джона Бреэдбери, который участвовал в составе торговой экспедиции Тихоокеанской пушной кампании 1811 года, было усовершенствовано лезвием ножа длиной от 12 до 15 см, которая торчало прямо из деревянного круглого набалдашника, причем сам он был полый, а внутри него находились куски металла, которые должно быть звенели при размахивании оружием, что, по всей вероятности, должно было создавать дополнительный эффект устрашения при нападении.


Прикладовидная дубинка

Однако одной из самых популярных боевых палиц, которая получила большое распространение среди многих племен индейцев, причем не только на Равнинах, считается прикладовидная дубина (согласно Ю. Стукалину, племя понков, обитавшее на территории юго-восточных лесов, взяло на вооружение эту дубину еще до XIX века). Вспомните фильм «Последний из могикан» Майкла Манна: в финальной сцене Чингачгук расправляется с индейцем племени гуронов Магуа как раз с помощью этого оружия. Прикладовидная дубина, по-английски — gun stock war club, имела форму ружья, а его ударная поверхность по форме напоминает приклад, оттуда и название. К ней под прямым углом, там, где у ружья должен находиться спусковой механизм, был приделан нож или наконечник копья от 10 до 15 см длинной, однако количество ножей могло варьироваться. Помимо самих клинков устрашающий вид оружию придавали украшениями из гвоздей с большими шляпками. Интересно, что несмотря на то, что в XIX веке индейцы уже в большей степени могли позволить себе приобрести настоящее ружье (за него теперь можно было отдать всего лишь 20 бобровых шкурок в то время, как в XVII веке индеец должен был отдать кипу мехов чуть ли не высотой с само ружье), прикладовидные дубины только набирали оборот особенно в период 1860—1880 годов.

Томогавк — грозное оружие индейцев

Все знают, что такое томагавк. Образ смелого индейского воина с честным открытым взглядом и верным боевым топором в руке часто появляется на страницах романов и на экранах кинотеатров. Произведения массовой культуры дают нам некоторое представление об истории и порождают множество вопросов. Были ли индейцы такими в действительности? Как краснокожие воины получили свои томагавки? И возможно ли воевать с европейскими армиями с помощью топора? О том, как появилось это оружие у индейцев и почему оно завоевало такую популярность, расскажем в этой статье.

«Родные» топоры индейцев

Ганнее развитие человечества обычно разделяют на четыре технологические эпохи, которые условно называют веками, однако каждая из них длилась не одну тысячу лет. Это каменный, медный, бронзовый и железный века. Названия этих периодов указывают на материал, из которого, в основном, изготавливали орудия. Первые каменные топоры появляются в верхнем палеолите (40-10 тысяч лет до н.э.). Это были заострённые камни, привязанные к деревянному топорищу или вставленные в него. Такие топоры находят и на территории Северной Америки.
Появление металлургии произвело технологическую революцию. С открытием обработки металлов в медную и бронзовую эпоху, на территории Европы, Азии, северной Африки и Ближнего востока каменные топоры были вытеснены металлическими. Тогда же впервые появляются новые виды холодного оружия — мечи и кинжалы.
Однако на территории Северной Америки практически не существовало обработки металлов. Дальше всех в этом сложном деле продвинулись индейцы миссисипской культуры. Они умели обрабатывать медные самородки и изготавливать металлические украшения, но до плавления металлов дойти им не удалось. Таким образом, для изготовления орудий у индейцев были два основных материала: дерево и камень.
Поэтому до колонизации топоры индейцев были каменными с деревянным топорищем. Описание таких орудий привёл британский натуралист Марк Кейтсби: «Это были небольшие по размеру каменные топорики. Для их изготовления заготовку шлифовали, затачивали до острого лезвия и прикрепляли к деревянному топорищу. Их можно было использовать как оружие в бою или как инструмент: для выдалбливания (лодок и других хозяйственных задач. Каменные томагавки были спутниками индейцев в повседневном труде и в военном походе. С распространением железных топоров каменные навсегда вышли из употребления».

Появление томагавков

Само слово «томагавк» в современном значении впервые появляется у европейцев, прибывших в Новый Свет. Оно происходит от слова «тамахак» или «тамахакан» из алгонкинских языков, которым называли орудие для резки. Поселенцы не слишком разбирались в языках индейцев и внесли путаницу в значение. Считается, что первым термин «томагавк» ввёл капитан Джон Смит в кратком словаре индейских слов. Да-да, тот самый капитан, который женился на индейской принцессе Покахонтас. Смит указал, что слово «томагавк» используется для обозначения различных топоров, дубин и железных топориков. Следующие авторы только нагружали понятие значениями. «Томагавком» называли различные виды индейских дубинок, боевых топоров и рабочих инструментов.
Например, британский колонист Уильям Вуд в книге «New England’s prospect» 1634 года писал: «Томагавком называли дубинку длиной два с половиной фута (75 см), с шаровидным навершием». До прибытия европейцев такая палица была сильным аргументом в любом споре. Её мощный удар легко ломал противнику кости. Кроме того, эти дубинки использовались на охоте для добивания ударом по голове раненого зверя. В результате сложилось так, что точно определить значение слова томагавк без контекста стало совершенно невозможно. Значительно позже томагавками стали называть только топоры, которыми владели индейцы.
Скорее всего, первые железные топоры индейцы получили от европейцев в ходе обмена подарками. Это были достаточно большие и тяжёлые инструменты, плохо подходящие для войны, но очень полезные в качестве повседневных орудий труда. Индейцы по достоинству оценили новинку. Железный топор был не только удобнее и надёжнее каменного, но ещё и менее трудозатратным для коренных американцев, живших недалеко от поселений европейцев. Для каменного топора нужно было искать подходящий кусок кремня и долго-долго обрабатывать его до нужной формы. Железный же топор можно было выменять на шкуры разной живности, которая в изобилии водилась в родных лесах.
В первые годы XVII века французы разворачивают торговлю с индейцами вдоль реки Святого Лаврентия, голландцы и шведы вверх по рекам Гудзон и Делавэр, а торговцы англичан продвигаются вглубь Виргинии и Новой Англии. В 1670 начинает работу знаменитая Компания Гудзонова залива. Различные топоры были одними из самых желанных вещей для коренного населения. Это подтверждается списками подарков и товаров для торговли с индейцами.
Жажда наживы гнала торговцев вглубь континента. Путь их был опасен: не все племена с радостью принимали чужаков. Часто стрелы сыпались градом на их каноэ с враждебных берегов. Но чем дальше от побережья, тем дороже можно было продать европейские товары. Например, в середине XVIII века в Монреале за два топора давали одну бобровую шкурку, а к западу от Великих озёр за один топор можно было получить больше трёх бобровых шкурок.
Для удовлетворения огромного спроса была сильно упрощена технология производства топоров. Процесс изготовления можно описать так: железную полосу сгибали, образовывая проушину под топорище; концы этой полосы соединялись, и затем ковался клинок топора. Для изготовления хороших томагавков между концами полосы вставлялась стальная пластинка, которая позволяла получать более качественную режущую кромку.
Постепенно, с увеличением конкуренции, при производстве топоров стали учитывать мнение покупателей. Топоры становились легче. Появились различные виды улучшенных изделий: томагавк, похожий на алебарду, томагавк с шипом, трубочный томагавк и множество других.
Представитель Британской империи в Северной Америке, Уильям Джонсон, фиксировал у индейцев большой спрос на топоры. Например, в 1765 году Североиндийскому Департаменту для продажи дикарям требовалось десять тысяч топоров. Больше чем за две сотни лет колониальные державы продали и подарили индейцам сотни тысяч топоров. В такой торговле в проигрыше оставались, пожалуй, только бобры. Несчастные звери ощущали продажу каждого топора на своей шкуре.

Читать еще:  Грудничковое плавание с чего начать. Все о плавании грудничков и новорожденных: видео-уроки и методики обучения навыкам в ванне и бассейне

Томагавк в бою

Традиционно индейцы, как и многие первобытные племена, в качестве ударного оружия использовали дубинки с шарообразным концом. Именно благодаря навыкам обращения с этим оружием европейский топор так легко лёг в руки индейских воинов и превратился в грозный томагавк. Уже в начале XVII века в сознании колонистов укрепилась мысль о том, что томагавк — главное оружие дикарей. Его боялись много больше, чем лука и стрел. Раны, нанесённые топором, в большинстве случаев были смертельны.
Этнолог Уэйн Ван Хорн исследовал скелеты со следами повреждений от томагавка и определил наиболее распространённые зоны ранений. Оказалось, что ранения чаще всего находились на черепе, ключице, предплечье и рёбрах. Это позволяет утверждать, что наиболее частым приёмом атаки был рубящий удар по голове. Ключица страдала, если удар наносился вскользь или был не точен. Если же несчастный пытался защититься от удара своей рукой, то повреждение получало предплечье.
В качестве иллюстрации применения томагавка в деле приведём историю, которая приключилась с семьёй пастора Баптистской церкви Джона Корбли. Джон со своей женой и пятью детьми жил на ферме в миле от форта. В воскресенье 10 мая 1782 года вся семья отправилась в церковь, где глава семейства должен был читать проповедь. Сам священник шёл позади от своих родных и обдумывал свою речь для прихожан. В этот момент беззащитное семейство было атаковано отрядом индейцев. Дикари застрелили жену пастора и порубили томагавками его детей. После совершённых зверств дикари скрылись. Безмерно было горе отца. Но к счастью, две дочери его смогли выжить после скальпирования и оправились от страшных своих ран. Сегодня на месте той чудовищной резни установлен памятный знак. Тяжело читать о таких событиях, но они помогают нам почувствовать, что томагавк не абстрактный символ или литературный приём, но реальное оружие — инструмент для убийства.
Даже после того, как индейцы смогли получить значительное количество огнестрельного оружия, томагавк не утратил своего значения. Сразу после выстрела ружьё превращалось в длинную и не слишком удобную для боя дубину. В этот момент появлялась потребность в холодном оружии. Эту нишу и занимал томагавк. Кроме того, для рейдов и внезапных нападений топор подходил куда лучше, так как ружьё грохотом выстрела оповещало об опасности людей на милю вокруг. Топор же позволял почти бесшумно снимать часовых и дозорных.
Несмотря на бытующее заблуждение, томагавки практически никогда не метали. Результативно метнуть топор даже в неподвижный объект непросто. Нужно оценить расстояние до цели и понять сколько раз топор должен перевернуться в воздухе. А метать топор в движущуюся цель — совсем не благодарное дело. Такое использование топора в бою было неразумно не только из-за высокой вероятности промахнуться, но и потому, что оставляло метающего без оружия.
Таким образом, причиной ошеломительного успеха томагавка была сумма целого ряда факторов. Относительная дешевизна — добыть нужное количество шкур для покупки топора было для живущих охотой индейцев не трудно. Сложнее было найти торговца. Порой для этого приходилось неделями добираться до торгового поста. Замечательные качества в роли инструмента: выдалбливание лодок, строительство жилищ, заготовка дров и множество более мелких повседневных задач в лесной местности с использованием железного топора решались проще и быстрее. Наконец, схожесть в обращении с привычными дубинками, благодаря чему в бою воин с томагавком мог использовать приёмы, уже освоенные ранее, на деревянных палицах.
Томагавки в руках аборигенов оказались столь эффективны, что топор заменил саблю в некоторых формированиях разведчиков войск колониальных держав в Северной Америке. Кажется невероятным, но даже сейчас, в XXI веке, томагавки стоят на вооружении американской армии. И это не ракеты, а тактические томагавки — потомки тех самых индейских боевых топоров.

Журнал: Запретная история №26(93), декабрь 2019 года
Рубрика: История нового света
Автор: Владимир Антонов

Источники:

http://pikabu.ru/story/ispolzovanie_indeytsami_v_boyu_razlichnogo_oruzhiya_4451310
http://diletant.media/articles/33631304/
http://www.bagira.guru/weapon/tomogavk-groznoe-oruzhie-indejtsev.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: