3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое кулачный бой. Кулачные бои

Кулачные бои

Кулачный бой — потеха, представляющая собой бой кулаками. Существовала в России начиная с глубокой древности до начала XX века. Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины. Для обозначения состязаний кроме термина «кулачный бой» использовались такие как: «кулачки», «бойовище», «навкулачки», «кулачная бойка», «бойка».

Содержание

История

В России существуют собственные традиции боевых единоборств. Славяне были известны всей Европе как доблестные войны. [1] Так как войны на Руси были частым явлением, каждому мужчине следовало владеть ратными навыками. [2] Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр, таких как «царь горы», «на ледяной горке» и «куча-мала», борьбы и метания постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя. Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в настоящие поединки, известные как «кулачные бои».

Первые упоминания о таких поединках были сделаны летописцем Нестором в 1048 году:

Правила и виды кулачного боя

Кулачные бои обычно проводились по праздникам [4] , а разгул боёв начинался во время Масленицы. [5] По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». [6] Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. [6] В боях участвовал и простой народ [6] и торговцы. [7]

Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку». Считающийся видом кулачного боя «сцеплялка-свалка», в действительности — самостоятельное единоборство, русский аналог панкратиона, бой без правил. [8]

Самый древний вид боя — «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Представляла собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием». [5]

Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них — неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые. Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду. [5] Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой. [5] У каждой «стенки» был свой руководитель — «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд также существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. [5] Воины, встречавшие «надежу» были опытными мастерами боя «сам на сам».

«Сам на сам» или «один на один» был самым почитаемым видом боя. [5] Он напоминал старый бокс голыми руками в Англии. Но русский вид боя был более мягким, так как существовало правило, запрещающее бить лежачего, тогда как в Англии оно было введено только в 1743 году. [8] Бои «один на один» могли организовываться специальным человеком, а могли быть и стихийными. В первом случае бой назначался на определённый день и время, а вторая разновидность могла проходить в любом месте, где собирался народ: ярмарки, праздники. Поединки «сам на сам» при надобности служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле. [3] Этот способ доказать свою правоту назывался «поле». [3] «Поле» просуществовало до смерти Ивана Грозного. [3]

Русские бойцы использовали только удары кулаками — что нельзя сжать в кулак, то не кулачный бой. Использовались три ударных поверхности, что соответствует трём ударным поверхностям оружия: головки пястных костей (укол оружием), основание кулака со стороны мизинца (рубящий удар оружием), головки основных фаланг (удар обухом). Бить можно было в любую часть тела выше пояса, но старались попадать в голову, в солнечное сплетение («в душу»), и под рёбра («под микитки»). [5] Никогда не использовалось продолжение поединка на земле (борьбa в партере). Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.

Борьба с кулачным боем

Славяне считали покровителем боевых искусств Перуна. [1] После Крещения Руси началась борьба с языческими обрядами, под которые попадали и ратные состязания в честь Перуна. [1]

В 1274 году митрополит Кирилл, собрав во Владимире собор, среди других правил постановил: «отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать». Духовенство считало кулачные бои богомерзким делом и наказывало участников по церковным законам. [3] Это осуждение привело к тому, что во время правления Федора Иоанновича (1584 – 1598) не было зафиксировано ни одного поединка на кулаках. [3] Само правительство обычно не поощряло, но и не преследовало кулачных боев. [3]

Читать еще:  Часовой пояс 15 часов. Часовые пояса крупных городов россии

Настоящее ограничение кулачных поединков началось в XVII веке. 9 декабря 1641 года Михаил Фёдорович указал: «которыя всякия люди учнутъ биться в Китае, и в Беломъ каменномъ городе и в Земляномъ городе и тех людей имать и приводить в земский приказъ и чинить наказанье». [3] 19 марта 1686 года вышел указ, запрещающий кулачные бои и назначающий наказания участникам:«Которые люди изыманы на кулачныхъ бояхъ; и темъ людямъ за те ихъ вины чинить за первый приводъ бить батоги, и имать приводныя деньги по указу, за другой приводъ бить кнутомъ, да имать приводныя деньги вдвое, а въ третий темъ чинить потомужъ жестокое наказанье, бить кнутомъ и ссылать въ ссылку въ Украйные городы на вечное житье». [3]

Однако, несмотря на все указы, кулачные бои продолжали существовать, а участники теперь стали выбирать из своей среды сотского, десятского, которым доверялось следить за исполнением всех правил боя.

Существуют сведения, что Петру I нравилось устраивать кулачные бои, «дабы показать удаль русского народа». [9]

В 1751 году прошли жестокие бои на Миллионной улице; и о них узнала Елизавета Петровна. Императрица пыталась снизить количество опасных поединков и приняла новое постановление, препятствующее их проведению в Санкт-Петербурге и в Москве. [3]

При Екатерине II кулачные бои пользовались большой популярностью. [9] Граф Григорий Орлов был хорошим бойцом и часто приглашал известных кулачников померяться с ним силой. [9]

Николай I в 1832 году полностью запретил кулачные бои «как забавы вредныя». [3]

После 1917 года, кулачный бой был отнесен к пережиткам царского режима, и, не став спортивным видов борьбы, уходил из жизни.

В 90-х годах XX века начали осуществляться попытки возродить школы и стили славянских боевых искусств, включающие в том числе и кулачный бой.

Кулачный бой в искусстве

«Повесть временных лет» рассказывает историю Яна Усмошвеца (Кожемяки), убившего перед поединком с печенегом голыми руками быка, а после этого победившего и печенега.

В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова описывается кулачный поединок между опричником царя Кирибеевичем и купцом Калашниковым. Степан Парамонович Калашников победил, отстояв честь жены, оскорблённую Кирибеевичем, и «постояв за правду до последнева», но был казнён царём Иваном Васильевичем.

Художник Михаил Иванович Песков отразил популярность кулачного боя во времена Ивана Грозного в своей картине «Кулачный бой при Иване IV».

Сергей Тимофеевич Аксаков описал увиденные им кулачные бои в Казани, на льду озера Кабан в своём «Рассказе о студенческой жизни».

Б. М. Кустодиев. «Кулачный бой на Москве-реке».

Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» так описал кулачный бой: «Городские ведут бой с хитростями… выдвинут из своей „стенки“ против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом…»

Примечания

  1. 123Севостьянов В.М., Бурцев Г.А., Пшеницын А.В. Рукопашный бой. — Москва: Дата Стром, 1991. — 190 с. — ISBN 5-7130-0003-6
  2. Рукопашный бой. Кулачный бой. Проверено 27 августа 2008.
  3. 1234567891011Русская цивилизация. К истории кулачных боёв. Проверено 28 августа 2008.
  4. Энциклопедия Санкт-Петербурга. Кулачные бои. Проверено 28 августа 2008.
  5. 1234567Шатунов М.В. Русская профессиональная драка. — Москва: Рипол Классик, 2002. — 558 с. — 7000 экз. — ISBN 5-7905-1363-8
  6. 123Rin.ru – проект боевые искусства. Кулачные бои на Руси. Проверено 28 августа 2008.
  7. Русская земля-журнал о русской истории и культуре. Кулачные бои в Воронежской губернии. Проверено 28 августа 2008.
  8. 12Кулачный бой на Руси // Спортивная жизнь России : ж. — 1998. — № 7.
  9. 123Интернет-портал «Легендарный Физтех», «Физтех-центр». Краткий исторический обзор развития бокса как вида спорта. Проверено 30 августа 2008.

Ссылки

  • Электронная библиотека Максима Мошкова. М.Ю.Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Проверено 30 августа 2008.
  • visualrian. Картина Пескова «Кулачный бой при Иване IV». Проверено 30 августа 2008.
  • Московская федерация вольного боя
  • Красноярский клуб вольного боя
  • Кулачный бой на Руси
  • Школа Русского Кулачного Боя
  • Сайт инструктора РКБ
  • Московская Школа Русского Кулачного Боя
  • Киевская Федерация Славянского Кулачного Боя

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Кулачные бои” в других словарях:

КУЛАЧНЫЕ БОИ — ДЕЛО ПОЛЮБОВНОЕ — «КУЛАЧНЫЕ БОИ ДЕЛО ПОЛЮБОВНОЕ», Россия, Свердловская киностудия, 1995, ч/б, 30 мин. Историческая любовная драма. Нравы, обряды, уклад жизни и любовные утехи сибирской деревни начала ХХ века. В ролях: Марина Егошина (см. ЕГОШИНА Марина), Анастасия … Энциклопедия кино

Читать еще:  Как правильно делать асаны в йоге. Асаны для начинающих

Бои кулачные — и палочные составляли для русских своего рода потеху, увеселение, начиная с глубокой древности до недавнего времени. По свидетельству иностранцев и произведениям нашей духовной литературы (бои православным проповедникам казались богомерзкою… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Кулачный бой — … Википедия

Березня (Нижегородская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Березня. Деревня Березня Страна РоссияРоссия … Википедия

Русский Кулачный Бой — Кулачный бой «сам на сам» Кулачный бой потеха, представляющая собой бой кулаками. Существовала в России начиная с глубокой древности до начала XX века. Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки,… … Википедия

Традиционный рукопашный бой — «Традиционный рукопашный бой» или как его ещё называют «русская рукопашка» национальный вид спорта, основанный на практике знаковых самобытных форм физической культуры, исторически сложившихся и имевших повсеместное распространение в зоне… … Википедия

Стенка на стенку — У этого термина существуют и другие значения, см. Стенка на стенку (значения) … Википедия

Стеношный бой — Стеношный бой или бои стенка на стенку старинная русская народная забава. Заключается в кулачной схватке двух линий («стенок») между собой. В стеношном бою участвуют лица мужского пола от 18 до 60 лет. Количество участников варьируется от 7 10 до … Википедия

Бокс — Бой с участием Роя Джонса и Феликса Тринидада У этого термина существуют и другие значения, см. Бокс (значения). Бокс (от англ. … Википедия

Масленица — «Масленица» … Википедия

Что такое кулачный бой. Кулачные бои

Традиционным русским боевым искусством являлся кулачный бой. То, что человеку непосвященному со стороны могло показаться обычным мордобитием, было настоящим мастерством со своими премудростями и у англичан называлось Russian fist fight. Кулачный бой упоминается во многих исторических свидетельствах.

Кулачный бой в Средние века

Впервые кулачные бои упоминаются в величайшем памятнике Древней Руси «Повести временных лет». Автор, будучи человеком образованным и православным, критикует это грубое «языческое» действо. Несмотря на такой неодобрительный отзыв о кулачных боях, именно он указал, что это древний «поганский» (языческий) обычай. Покровителем единоборства русичи считали Перуна.

Проводились кулачные бои по большим праздникам: на Масленицу или после Рождества до Святой Троицы. Древнейшим видом кулачного боя является так называемая «сцеплялка-свалка», или « сцепной бой». Этот вид единоборства — своеобразная разновидность панкратиона , только в русской интерпретации. Бойцы выходили друг против друга целыми группами. Стоять приходилось против каждого конкретного противника и против всех сразу.

Более распространенным видом боя являлась «стенка на стенку», когда противники выходили двумя рядами и каждый участник защищал себя и своих побратимов. У «стенки» обязательно был вожак, который громкими выкриками вдохновлял и направлял бойцов своей группы.

Правила русского кулачного боя

Сражаться можно было только голыми руками. Удары наносились костяшками пальцев (назывался такой удар «укол орудием»), ребром согнутой в кулак ладони («рубящий удар») или тыльной стороной основных фаланг («обухом»). Разрешено было бить только в корпус и голову. Запрещены были удары в пах и ноги. Также нельзя было бить поверженного на землю противника. Отсюда пословица «Лежачего не бьют». Также запрещалось нападать на противника, у которого открылось сильное кровотечение

Обычно бойцы стремились нанести удар в голову, под ребра или в солнечное сплетение. Такая тактика позволяла быстро вывести противника из строя. Категорически запрещено было любое оружие (на то он и кулачный бой). За нарушение правил судьи, зрители или сами участники могли сурово наказать нечестного бойца.

Несмотря на то, что сражались на Руси голыми руками, травмы были очень серьезными, а схватки — исключительно зрелищными. Случались и летальные исходы. Народ обожал кулачные бои и удовольствием за ними наблюдал, громкими криками подзадоривая бойцов. Победители боев пользовались огромным почетом.

Дальнейшая история кулачных боев

После принятия христианства на Руси началась усиленная борьба с этим языческим и «богомерзким» обычаем. Начало было положено в 1274 году на соборе во Владимире. На нем митрополит Кирилл постановил предавать анафеме участников кулачных боев. Дошло до того, что убитых в схватках запретили отпевать и хоронить по церковному канону. Такие резкие меры возымели свое действие: в XVI веке бои не проводились вообще.

Через некоторое время эта традиция опять стала возрождаться, поэтому в XVII веке князь Михаил Федорович постановил подвергать участников таких игрищ судебному преследованию. Ослушавшихся нещадно били кнутом и навечно ссылали «в Украйные городы».

Возрождение русского кулачного боя пришлось на царствование Петра I. Царь очень любил эту потеху, которая показывала удаль русского народа. Екатерина II тоже была ярой поклонницей кулачных боев. Ее фаворит, граф Орлов, частенько участвовал в таких состязаниях и слыл отличным бойцом. В 1832-ом «вредные языческие забавы» были опять запрещены указом Николая I. После революции кулачные бои были полностью искоренены как позорный пережиток царского режима.

Читать еще:  Перечень запчастей с нулевым износом по осаго. Перечень деталей на которые не начисляется процент износа по осаго

Кулачные бои на Руси: что гласит история!

Кулачные бои служили потехой для народа. Это было увеселение как для самих участников, так и зрителей. Поговаривают, что Петр I особенно любил события подобного плана, такое зрелище доставляло ему радость. Бои кулаками появились на Руси уже в глубокой древности и просуществовали до начала 20 века. Изначально они возникли в Древней Греции и даже были включены в Олимпийские игры.

Считалось, что славяне являются доблестными воинами, ведь войны на Руси происходили часто. Именно потому с самого детства развивались разнообразные ратные навыки. У детей это были игры наподобие “Царя горы”, метаний, а когда ребята подрастали, они могли принять участие в кулачных боях. Проводилось данное событие обычно по праздникам: Рождество, Масленица и многие другие.

Стоит отметить, что представители церкви всячески старались бороться с кулачными поединками, считая их языческим явлением. Даже вводились запреты, призванные испугать участников боев. К ним относилось то, что “бойцы” отлучались от церкви, а убитых в бою было запрещено отпевать (ведь порой случались и летальные исходы). Негативное отношение к боям было в дальнейшем и у Елизаветы Петровны, и у Николая I, и у других правителей.

История гласит, что Екатерина II была не против посмотреть на кулачные поединки. Петр II вовсе внес свои поправки в данное увеселение, не предавая их запрету. Он ввел ограничение, согласно которому запрещалось бить лежачих. К слову, именно с тех пор завелась крылатая пословица “не бей лежачего”.

Правила и тонкости кулачного боя

Незнающему человеку может показаться, что такие поединки – обычный мордобой. Но это далеко не так, ведь кулачный бой имел свои правила и нюансы. В поединках могли сражаться деревня с деревней, слобода со слободой или улица с улицей. При этом дрались голыми руками. Нельзя было бить по паху и по ногам, то есть для ударов была открыта часть тела выше пояса.

Существовали ограничения, согласно которым, как было сказано выше, нельзя было бить лежачего, а также того, у кого было кровотечение. Также запрещалось использовать в бою какие-либо орудия. За соблюдением правил следили судьи, зрители, а также сами участники. Того, кто не соблюдал правила, наказывали строго. Поединки могли закончиться пожизненными увечьями, а также убийствами.

Одним из видов боя был “сцеплялка-свалка”. Он означал, что каждый участник дерется сам за себя, то есть против всех. Для такой разновидности особо были важны ловкость, сила удара и хладнокровие. Самым распространенным считался “стенка на стенку”. Этот поединок делился на три этапа. Сначала дрались мальчики, затем неженатые парни, в конце самые взрослые. Задача боя заключалась в том, чтобы заставить сторону противника пуститься в бегство или отступить. При этом у каждой “стенки” был “вожак”, который мог определять тактику поединка и подбадривать участников.

Существовал также бой под названием “один на один” или “сам на сам”. Такие поединки могли случаться внезапно по желанию участников. Проводиться могли как в обычные дни, так и в праздники. Подобные бои иногда использовались в качестве доказательства правоты ответчика в судебном деле. Просуществовал поединок “один на один” до смерти Ивана Грозного.

Как отобразились кулачные бои в искусстве и почему они прекратились

Григорий Орлов, граф и фаворит Екатерины II, настолько любил кулачные бои, что участвовал в них сам. При этом он был хорошим бойцом и приглашал сразиться в поединке известных кулачников.

Легендарным героем считается Ян Усмошвец. О нам написано в “Повести временных лет”. Повествуется, что он голыми руками смог убить быка, а после этого сразиться с печенегом (представитель кочевого племени).

О кулачном бое писали многие известные авторы, а также нарисовали немало картин известные художники. Строки произведений посвятили поединкам Михаил Лермонтов, Максим Горький, Сергей Аксаков. В иллюстрациях отобразили бои Виктор Васнецов, Михаил Песков.

Подвели черту кулачным боям события 1917 года. Тогда посчитали, что поединки – это пережиток старого царского режима. Тем не менее бои изредка, но продолжали происходить вплоть до 1950 года. В них стали принимать участие уголовники, которые вопреки традиционным правилам стали использовать в драках ножи.

В 1990-х годах были осуществлены попытки возродить кулачные бои как школу славянских боевых искусств. Безусловно, данное явление можно встретить и сейчас в исключительных случаях. Например, на русских праздниках, но это уже далеко не тот размах, какой имели поединки на Руси.

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/993350
http://russian7.ru/post/kulachnyy-boy-na-rusi-neglasnye-pravil/
http://zen.yandex.ru/media/id/5bc4ebd33d6fca00abb0c542/5c97db4c4a191400b3f95e07

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: