Частушки небылицы для детей. Занятие «Русские народные стишки, небылицы, потешки
Русские народные небылицы, потешки в стихах для детей .
картотека по развитию речи на тему
Небылицы позволяют оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Русские народные небылицы, потешки в стихах для детей
Небылицы — это нелепицы, это стишки или рассказы, в которых рассказывается о чем-то таком, чего не может быть на самом деле. Благодаря им у ребенка развивается чувство юмора, он лучше начинает понимать действительность, развивается логика, фантазия, мышление. давайте начнем собирать в этой теме русские народные небылицы — в стишках , это что-то типа потешек для детей. дети их очень любят и слушают с удовольствием.
***
А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку унес.
А полочка обломилась,
И яичко разбилось.
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась:
— Ой, куда-куда-кудах!
Не бывало у нас так,
Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
Голопузый за пазуху поклал,
А слепой-то подглядывал,
А глухой-то подслушивал,
А безногий водогон побежал,
Безъязыкий «караул» закричал!
***
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.
***
На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
***
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.
***
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
На булановой телеге,
На скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманом,
А жилетка с каблуком.
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.
***
Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаяно хвостом
К небу прицепился.
***
Трах-тах, тарарах,
Едет мышка на ежах.
— Подожди колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж,
Очень колешься ты, ёж!
***
По синю морю корабль бежит.
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы веревку сорвать.
***
Это, братцы, да не чудо ли?
Бегала дубинка с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез под ворота.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено со дровами тушить пожар спешит.
***
Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать,
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.
***
Гром по горам прокатился –
С дуба комар повалился,
Грохнулся о корневище
Старый комар-комарище.
Мигом слетелися мухи –
Две грохотухи-горюхи,
Подняли бедного братца,
Стали жужжать, убиваться:
— Старый комар-комарище,
Как тебе больно, дружище!
Бедный наш светик-сударик,
Как тебя жаль нам, комарик!
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
***
Сел комарик под кусточек,
На еловый на пенёчек,
Свесил ноги на песочек,
Сунул носик под листочек –
Спрятался!
***
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
***
Наша-то хозяюшка
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К праздничку дала:
Чашечку собачка моет языком,
Мышка собирает крошки под окном,
По столу котище лапою скребет,
Половичку курочка веничком метет.
***
Ванюша-простота
Купил лошадь без хвоста.
Поехал жениться,
Привязал корытце.
Корытце ломается,
Жена улыбается.
***
Слетались все птицы:
Чечетки-сестрицы,
Кукушка-подружка;
Воробушек-шурин
Глазки прищурил;
Ворона-невеста
Села на место.
Только нет жениха.
Не позвать ли петуха?
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.
***
Шла изба по мостику
И махнула хвостиком,
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
В речке шум, в речке звон!
Кто не верит – выйди вон!
***
Вы послушайте, ребята,
Моей сказки небогатой
От конька-горбунка
И медведя-плясунка:
Уж как пестрая свинья
На дубу гнездо свила.
Гнездо свила, детей вывела.
Шестьдесят поросят
По сучочкам сидят.
Поросята визжат,
Полететь хотят.
Полетели, полетели.
Уж как по небу медведь летит.
Медведь летит,
Головой вертИт.
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую.
А коровушка мычит
Да хвостищем-то вертИт!
Знай медведю кричит:
— Давай вправо,
Давай влево,
А теперь вот напрямик!
***
Ох, случилась беда:
Загорелась вода.
Проходил стороной
Солдат отставной.
Отставной солдат Тарас
От пожара речку спас,
Огонь затушил,
Себе славу заслужил:
«Тарас седой
Тушил воду бородой!»
Танцевала репка с маком,
А петрушка с пастернаком,
Кукуруза с чесноком,
Наша Таня с казаком.
А морковка не хотела
Танцевать, танцевать,
Потому что не умела
Танцевать, танцевать.
Свинья на ели гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела,
Малых деточек, поросяточек.
Поросяточки по сучкам висят,
По сучкам висят, полететь хотят.
***
Уж и где это видано,
Уж и где это слыхано,
Чтобы курочка бычка принесла,
Поросёночек яичко снес,
Чтобы по поднебесью
Медведь летал,
Черным хвостиком помахивал.
***
Два весёлых карапуза,
на печи усевшись ловко,
Рвали с яблони арбузы,
В море дёргали морковку.
На ветвях созрели раки,
Семь селёдок и ерши.
Все окрестные собаки
Ели брюкву от души
***
Дождик греет,
Солнце льётся.
Мельник мелет
Воду в колодце.
Прачка на печке
Стирает корыто.
Бабушка в речке
Поджарила сито.
***
Под овином две сороки
Жарили варенье,
Куры съели петуха,
Говорят, собаки.
***
На вокзале в новом зале,
Кот лежит без головы.
Пока голову искали
Ноги встали и пошли.
***
По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах стоит ворона
И соломинкой гребет.
***
Дед кудрявый без волос,
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет –
Только сын да дочка.
***
На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.
***
Чепуха, чепуха
Это просто враки:
Сено косят на печи
Коромыслом раки.
***
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье
И из тучи на него
Капало варенье.
***
Вы послушайте, ребята,
Небылицу вам спою:
Вместо кренделя – баранки
Проглотил мужик дугу.
***
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
***
Из-за тучи, из тумана
Мужик скачет на баране.
А за ним на комариках
Дети скачут в валенках,
А жена на блошке
Скачет по дорожке.
***
Сидит ежик на сосне –
Новая рубашка,
На голове сапожок,
На ноге фуражка.
***
Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит кочан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюет,
А червяк ворону
В коробочке несет.
***
По реке плывет кирпич,
Деревянный, как стекло.
Ну и пусть себе плывет,
Нам не нужен пластилин.
Это сказка про ежа,
Он летит себе в гнездо
А муха тоже самолет,
Только очень маленький.
***
Покупал баран баранки
На базаре спозаранок
Накупил баран баранок:
Для барашков, для овечек
ДЕСЯТЬ маковых колечек,
ДЕВЯТЬ сушек,
ВОСЕМЬ плюшек,
СЕМЬ лепешек,
ШЕСТЬ ватрушек,
ПЯТЬ коржей,
ЧЕТЫРЕ пышки,
ТРИ пирожных,
ДВЕ коврижки
И ОДИН калач купил –
Про себя не позабыл!
А для женушки – подсолнушки.
Что такое небылица?
Это значит: Волк и Львица
Привезли своих ребят
На машине в детский сад.
А потом – умчались в горы
На работу в Детский город,
Где в «Салоне Доброты»
Дарят Белочкам цветы.
***
Вот послушайте, ребята,
Нескладуху буду петь,
Летит бык на аэроплане,
Петух пашет на свинье.
Летит боров на заборе,
Листья мерит на аршин,
На иголку собирает,
Чтобы не было морщин.
Лежит корова на канаве,
Опоясавшись квашнёй,
Тесто месит и взбивает,
Заправляет лебедой.
***
Лошадка травку ела, ела,
И ей травка надоела.
В магазин пришла Лошадка
И купила шоколадку.
***
Сидит заяц на березе,
Курит вяленный сапог.
Телефонный столб женился,
У быка телегу взял.
Бык на это рассе6рдился
И зарезал самовар.
***
— Говорят: ты жив, здоров?
— Нет, лежу в больнице.
— Говорят: ты сыт по горло?
— Нет, я сильно есть хочу,
Хоть корову проглочу!
***
Мурзик вылепил из снега
Двухколёсную телегу.
Запряглись в нее собачки,
Повезли кота на скачки.
***
Едет повар на тарелке,
Две кастрюли впереди,
А лоханка позади.
Кричит ему кухарка:
«Где мая лоханка?»
Услыхали чугуны,
Загудели как жуки.
Услыхали ложки,
Запрыгали как блошки.
Кочерга пошла плясать,
А ухват ей подпевать.
***
Жил-был дедушка Егор
На лесной опушке,
У него рос мухомор
Прямо на макушке.
Вышел Лось из-за куста,
Гриб красивый скушал
И Егору прошептал:
«Надо чистить уши».
***
У козла в бороде
Живут две лягушки,
На спине сидит медведь,
Держится за ушки.
***
Волк работал пастухом
На «Дошкольной ферме».
Ездил с огненным кнутом
На корове вредной.
Пас детишек-непосед
На конфетном поле.
Им рассказывал секрет,
Как учиться в школе.
А ребята-сорванцы
В поле рвали огурцы,
Угощали пастуха
И смеялись: «Ха-ха-ха!»
***
Сидит заяц на заборе
В алюминиевых штанах.
А кому какое дело, — Может, заяц космонавт.
***
Вы послушайте, ребята,
Нескладуху буду петь,
На дубу свинья кладется,
В бане парится медведь.
Частушки – Небылицы
То, что складно говорится,
может быть и Небылицей!
На машине едет Слон,
по реке плывет Вагон;
В огороде пусто –
не растет Капуста.
Помидоры и Лучок
поедает Червячок.
Яблоки и Груши
бьют в саду баклуши.
А на крымском берегу
загорают Кенгуру,
И летит Комета,
поглядеть на это.
Ну, а глупая макака
хочет стать женою рака!
Мака-рака детки
будут есть котлетки.
А ещё Коты и Кошки
моют тряпками окошки,
В хмурый вечер от тоски
вяжут теплые носки.
Вам знакомо слово «Баня»?
Её строил дядя Ваня.
Строил, строил, наконец,
в Бане вырос Огурец!
О Любви Сосед с Соседом
говорили за обедом;
Слово-за-слово, друзья
разругались почём зря.
«Чем Болото не кормушка?» –
удивляется Лягушка, –
«И, зачем куда-то плыть,
можно здесь Царевной быть!»
Комариха Феде рада;
ей от Феди крови надо!
Породниться хочет с ним,
сделать Братиком своим.
Появились на Ватрушке
очень маленькие ушки,
Ножки, рожки и глаза –
это ж целая Коза?!
У реки сидел Судак,
а в реке нырял Рыбак.
Кто кого поймать хотел,
Червячок не разглядел.
В мышеловке, там, понятно,
пахнут все сыры приятно.
Даже Кот и Кошка
съели б их немножко.
Мышкам радость или грусть? –
я ответить не берусь.
Разберутся сами,
ведь они с усами!
На базаре Паучок
покупал себе Сачок,
Удивлялись люди:
«Что им делать будет?
Знают даже Дети,
у него есть Сети!» –
Захотел, так захотел,
право полное имел
Даже, просто по тому,
что б достался лишь ему!
Братик дергал за косичку
свою младшую Сестричку;
Ей проходу не давал
и конфеты отбирал.
Он дразнил её «букашкой»,
«стрекозой» и «таракашкой»,
Долго та его терпела,
а потом взялась за дело:
Стала кушать Хлеб и Сало
и такою сильной стала,
Что, при виде, все бегут –
лбы и попы берегут.
Васильки в степи и Маки,
как соседи-забияки:
Один синий, другой красный,
в гневе тот и тот опасный!
Если ссорятся, не тронь,
а то высекут огонь.
От Пожара не уйти,
всех затронет по пути.
Только ливень грозной тучи
остановит пламень жгучий.
В жизни, как и в Небылице,
«Дело мастера боится!»
Конспект занятия «Устное народное творчество: потешки, небылицы, считалочки»
Анна Шульга
Конспект занятия «Устное народное творчество: потешки, небылицы, считалочки»
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО –
ПОТЕШКИ, НЕБЫЛИЦЫ, СЧИТАЛОЧКИ
Программные педагогические задачи: познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, развивать умения практического использования в игровой деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Планируемые результаты: проявляет интерес к устному народному творчеству; эмоционально откликается на юмор в русских народных потешках, небылицах; овладевает навыками заучивания считалки и ее практического использования в игре.
Словарная работа: небылица, считалочка, потешки, песенки, устное народное творчество.
Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, потешкам; потешки, небылицы, считалочки.
Подготовительная работа: заучивание считалок, проговаривание потешек, рассматривание иллюстраций о творчестве народа.
Бабушка Арина встречает детей и приглашает на выставку, где представлены персонажи сказок, иллюстрации к потешкам.
– В каких сказках живут эти герои?
– Почему эти сказки называют русские народные?
– Как они появились? (Рассуждения детей.)
– Жила-была в деревне бабушка Арина. Совсем уж старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает.
Вот выросла ее внучка Машенька, у нее уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама еще что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала.
А тут уж и Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у нее народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да еще и сама присочинит, чтобы интересней было.
Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки народ русский – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим.
– Какие у вас любимые сказки?
– Но не только сказки народ русский складывал. Послушайте загадки, которые я вам загадаю, да найдите-ка на своем столе отгадку – картинку.
Воспитатель загадывает 3–4 русские народные загадки, дети показывают картинки-отгадки.
– Загадки эти, ребята, тоже русский народ придумал, поэтому о них также говорят «русские народные».
– Какие загадки знаете вы?
– А еще на Руси всегда любили песни. Когда я была маленькая, мне бабушка пела:
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
Таню схватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
А там пташки поют,
Тане спать не дают.
– А вам мамы и бабушки какие песни поют? (Предложить детям спеть.)
– Все эти песни тоже придумал народ. И не только колыбельные. Были еще песни хороводные.
Бабушка Арина зовет всех встать в хоровод «На зеленом лугу». После хоровода предлагает детям пройтись по комнате, в разных местах которой расположены иллюстрации к русским народным потешкам.
Вышла кисонька на мост,
Четыре лапы, пятый хвост,
В лапке хворостинка.
Откуда ты пришла?
– Целый день я, кисонька,
– Кто вспомнил потешки, прочтите их.
– Потешки – это небольшие стихи, которые русский народ придумывал.
– А как вы думаете, для чего народ придумывал эти потешки? (Чтобы развлекать, потешать детей.)
– А скажите мне, дети, чем загадки отличаются от потешек, сказок? (В загадке всегда содержится вопрос. На загадку всегда надо найти отгадку.)
– А теперь сядьте поудобнее вокруг меня и послушайте, что я вам прочту:
Жив-здоров – лежу в больнице.
Сыт по горло – есть хочу,
Хоть корову проглочу.
– А почему вы смеетесь?
Разобрать с детьми перевертыш построчно, находя в нем противоречия.
– Вот такие забавные стишки народ назвал перевертышами, потому что все в них перевернуто. А ведь мы с вами тоже перевертыши придумывать умеем. Правда, они пока у нас еще нескладные.
Предложить детям придумать несколько перевертышей (по методике Джанни Родари в обработке А. Страунинг).
– Скажите наоборот: «Щенок лежит на коврике», «Маша ест за столом, а Мурка под столом». (Дети придумывают.)
– Вот какие мы с вами сочинители!
– А еще, дети, на Руси часто придумывали для веселья небылицы. Это такие маленькие стишки, в которых говорится о том, чего на самом деле не бывает. Они очень похожи на перевертыши. В них всё как будто перевернуто, и поэтому всем смешно.
Рано утром вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
Вместе с детьми определяется, что же здесь «перевернуто».
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выхватил телегу он из-под кнута
И давай дубасить ею в ворота.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь погоняет мужика кнутом.
– А что я вам сейчас прочитала? Небылицу.
Чтение детьми знакомых небылиц.
– Ну а теперь пора поиграть.
Дети встают в круг и вспоминают известные им считалки. После прочтения считалки выбранный ребенок-водящий предлагает поиграть в народную игру.
– Русские дети знали много считалочек. Считалочки – это такие стишки, которые использовали и используют до сих пор для распределения ролей в играх. В них часто рассказывалось о жизни детей, о наказаниях. Например: «Меня тятька увидал, за волосы оттрепал…». Часто считалочки были похожи на небылицы. Например, вот эта:
Раз, и два, и три, четыре.
Меня грамоте учили –
Не читать, не писать –
Только по полу скакать.
Я скакала да скакала,
Себе ноженьку сломала.
Меня мама увидала
И веревкой отхлестала.
Меня папа увидал
И за доктором послал.
Доктор едет на коне,
Балалайка на спине,
А гитара на носу,
Доктор любит колбасу.
– При расчете хитрость заключается в том, что на каждого человека приходится одно слово. А мы с вами сейчас выучим сказочную считалку.
Дети встают в круг. Бабушка Арина читает считалку «На златом крыльце сидели…», рассчитывает детей. Считалку разучивают, ребята упражняются в расчете.
На златом крыльце сидели:
Кто ты будешь такой?
Добрых и честных людей!
– Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и перевертыши. Все это называется устным народным творчеством. Устное – потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда – устное. Народное – потому что народ придумывал; творчество – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «В гостях у сказки. Устное народное творчество» «В гостях у сказки. Устное народное творчество»Задачи: познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками;.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Устное народное творчество. Сказки» Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие. Виды детской деятельности:.
Kонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Устное народное творчество» Цель: приобщать детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству, развивать речь детей средствами фольклора. Задачи: 1.
Консультация для родителей «Устное народное творчество в жизни детей» Богатейшим материалом, основой для игр, развивающие коммуникативные навыки, развивающих речь ребенка во всех ее аспектах, является русский.
Лэпбук по теме «Устное народное творчество» Представляю Вашему вниманию наглядное пособие-лэпбук по теме” Устное народное творчество” для средней группы детского сада. Лэпбук представляет.
Лэпбук «Устное народное творчество» Описание: Данный лэпбук предназначен для детей младшего дошкольного возраста. Лэпбук, или как его еще называют тематическая папка, это.
НОД «Устное народное творчество» для детей младшей группы Цель: приобщать детей к устному народному творчеству, развивать речь средствами фольклора. Развивать внимательность память, слуховое восприятие.
Педагогический совет «Устное народное творчество в воспитании дошкольников» Цели: • Уточнение и систематизация знаний педагогов о жанрах русского фольклора; • Ознакомление с различными жанрами русского фольклора.
Устное народное творчество. Потешки про петушка и курочку Сейчас в нашей группе проходит проект “Петушок и его семья”. Скоро в рамках проекта будет развлечение “Как курочка с цыплятами весну встречали”.
Устный журнал «Устное народное творчество» в 3 классе Учитель: – Ребята! Сегодняшняя наша встреча посвящена устному народному творчеству. Устное народное творчество – это всё то, что передавали.
Источники:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/10/15/russkie-narodnye-nebylitsy-poteshki-v-stihah-dlya-detey
http://www.stihi.ru/2018/05/28/5595
http://www.maam.ru/detskijsad/ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-poteshki-nebylicy-schitalochki.html