75 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Амур, стреляющий из лука.

Живопись. Фотография. Дизайн.

История коллекции живописи Павловского дворца

Опубликовано 08.01.2014 17:54 Автор: Н. Стадничук

И мператрица Екатерина II, подарив в 1777 году сыну и невестке (великому князю Павлу Петро­вичу и великой княгине Марии Фёдоровне) новую усадьбу, приняла и сама некоторое участие в ее обустройстве. Из переписки Екатерины с бароном Мельхиором Гриммом известно, что в 1779-м она покупает картины из собрания некоего Робине в Париже специально для великокняжеской четы. Тогда же в одном из писем Екатерина прямо пишет: «Они имеют около сотни, которые я им достала, и эти картины не испортили бы моей галереи». Таким образом, коллекция произведений живописи в Павловске начала складываться с первых лет его существования. Однако о составе собрания в этот период судить трудно, поскольку ранние архивные документы донесли до нас очень скудные сведе­ния о картинах.

Важнейшим этапом в создании коллекции живописи Павловска было путешествие Павла Петро­вича и Марии Фёдоровны в 1781-1782 годах по странам Западной Европы. Проехав через Польшу, Австрию, Италию, Францию, Голландию. Фландрию, Швейцарию и Германию, они вернулись не только переполненные свежими впечатлениями, но и привезли с собой многочисленные подарки от коронованных особ, предметы убранства, купленные ими в прославленных мастерских, а, кроме того, приобрели и заказали много произведений живописи.

Карл Ванлоо. 1705-1765. Амур, стреляющий из лука. Холст. Масло. 118 Х 90.

Оба супруга – и великий князь Павел Петрович, и великая княгиня Мария Фёдоровна, урож­денная принцесса Вюртембергская, каждый в своем отечестве получили прекрасное образование. Оба хорошо рисовали, и это помогало им в восприятии произведений искусства во время путешест­вия. После посещения собора Нотр Дам в Париже великая княгиня в письме к свекрови – императ­рице Екатерине – сравнивает свое впечатление от него с впечатлением от собора Святого Петра в Риме. В другом письме к свекрови из Гааги Мария Фёдоровна писала, что «Снятие с креста» кисти Рубенса в антверпенском соборе по силе впечатления она могла бы сравнить только с «Преображени­ем» Рафаэля, виденным ею в Риме. А барон Гримм писал Дидро, что при визитах в мастерские художников в Париже великий князь Павел Петрович проявил глубокие знания в искусстве.

Аньоло Бронзино. 1503-1572. Мадонна с младенцем и маленьким св. Иоанном Крестителем. Дерево. Темпера, масло. 100 Х 79.

Во время путешествия по Европе были сделаны заказы модным в то время живописцам. В Вене­ции великокняжеская чета покупает и заказывает картины у художницы Ангелики Кауфманн: в Павловске появились две парные ее картины – «Отравленная Элеонора» и «Исцелённая Элеонора». Редкие для живописи того времени сюжеты из средневековой истории Англии были предложе­ны самой художницей. Великокняжеская чета выразила желание встретиться с Кауфманн в Риме и заказать ей свои портреты. Но новое свидание не состоялось, и супруги позировали другим модным портретистам – Антону Марону и Помпео Батони. Австрийский художник А. Марон был учеником знаменитого Антона Рафаэля Менгса, которого современники почитали гением. А. Марон так хоро­шо освоил манеру живописи учителя, что его копию с картины Менгса «Святое семейство», приоб­ретенную великокняжеской четой в Риме, некоторые современные специалисты воспринимают как оригинал самого мастера. Здесь же, в Риме, они приобрели у известного антиквара Т. Дженкинса картину кисти самого Менгса — «Аллегория Прилежания в рисунке».

Роберт Гриффир. 1688-1760. Речной пейзаж. Медь. Масло. 26 Х 34.

Первое упоминание о составе коллекции живописи Павловского дворца содержится в письме Марии Фёдоровны к матери. В 1795 году она писала в нем: «В моем кабинете на стенах висят картины Менгса, Грёза, Ангелики Кауфманн, Скедоне, Батони, Хаккерта, Поля Веронезе, Рембран­дта и т.д.»

Читать еще:  Лучшие в мире места для банджи-джампинга. Самые высокие места для банджи-джампинга

Новая страница в истории формирования коллекций Павловска была открыта с восшествием Павла па престол в 1796-м. Став императором, он перестраивает свои старые дворцы. Для украшения вновь появившихся залов он делает распоряжения о перевозке больших партий картин из Импера­торского Эрмитажа. Вследствие этого в Павловск поступило 200 произведений из коллекции Екате­рины II. Таким образом во дворце появилась картина Пьера Миньяра «Христос и самарянка», которая происходит из знаменитой коллекции Кроза, приобретенной для Императорского Эрмита­жа еще в 1772 году, и «Ночной пейзаж» Питера Схаубрука — одного из немногочисленных мастеров франкентальской школы, до недавнего времени приписывавшийся кисти Я. Брейгеля.

Антон Марон. 1733-1808. Святое семейство (Копия с А.-Р. Менгса). Холст. Масло. 190 Х 145.

Однако коллекции живописи во дворцах императора Павла I увеличивались не только за счет Императорского Эрмитажа. Известно, например, что незадолго до своей гибели Павел приобрел при посредстве графа А.С. Строганова у петербургского купца Шольцена две «Головки» Ж.-Б. Грёза. Они были помещены сначала в Михайловском дворце, а затем, после гибели супруга, перевезены вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной в Павловск. В настоящее время они украшают «Фрейлин­скую» в Павловском дворце. Здесь же находится знаменитый «Амур, стреляющий из лука» (оригиналь­ное название: «Амур угрожающий»), написанный Карлом Ванлоо в 1761 году, отмеченный в «Салонах» Д. Дидро и приобретенный Марией Фёдоровной уже в начале XIX века.

Абрагам ван Дипенбек. 1596-1675. Святые отцы, беседующие о таинстве Евхаристии. Холст. Масло. 64 Х 47.

Следует сказать, что Мария Фёдоровна в это время приобрела немало произведений старых масте­ров специально для Павловска. В 1803-1807 гг. для нее были заново отделаны жилые комнаты, среди которых находится кабинет «Фонарик». Стены этого интимного кабинета императрицы сплошь увеша­ны картинами. Среди них центральное место занимает «Мадонна с младенцем и маленьким св. Иоан­ном Крестителем» кисти выдающегося флорентийского мастера XVI века Аньоло Бронзино. Это произве­дение было приобретено в 1804 году через посредничество А.С. Строганова. Около того же времени картинную галерею Павловского дворца украсило произведение итальянца П. Батони «Возвращение Блудного сына», а также появились картины фламандских мастеров: «Святые отцы, беседующие о таинстве Евхаристии» Абрагама ван Дипенбека, «Зимний пейзаж» Питера Боута и «Речной пейзаж» Роберта Гриффира.

Помпео Батони. 1708-1787. Возвращение Блудного сына. Холст. Масло. 138 Х 101.

Вплоть до своей кончины в 1828 году императрица Мария Фёдоровна продолжала активно покупать произведения живописи. Нередко посредником для приобретения императрицей картин выступал изве­стный русский композитор Дмитрий Степанович Бортнянский. Вдовствующая императрица поручала ему также заботу о рамах и развеске картин. Любовь Марии Фёдоровны к искусству была хорошо известна ее близким. В 1819-м во время путешествия по Италии младший сын Павла и Марии Фёдоровны – великий князь Михаил Павлович купил для матери, специально для ее кабинета «Фонарик», несколько произведений старых итальянских мастеров. В частности, в Неаполе им была приобретена картина Франческо Альбани «Отдых св. семейства на пути в Египет». Наконец, заключительным аккордом в формировании коллекции живописи в Павловске явился подарок императора Николая I, сделанный им почти накануне смерти матери. Подарок заключался в двух картинах, изображающих сцену «Благовеще­ния», выдающегося болонского живописца Гвидо Рени. Одна из этих картин, а именно «Архангел Гавриил», висела когда-то в опочивальне императора Павла I в Михайловском дворце и была «свидете­лем» последних, трагических минут его жизни. Во всех старых дворцовых инвентарях картин на полях отмечалось, что это было любимое произведение Павла I.

Читать еще:  Как начать есть маленькой ложкой чтобы похудеть. «Надо меньше жрать!» А надо ли? Наслаждаться вкусом блюда и есть медленно

Питер Боут. 1658-1719. Зимний пейзаж. Дерево. Масло. 34,5 Х 51.

После Октябрьской революции 1917 года императорские дворцы были национализированы, а затем музеефицированы. В 1920-1930-х богатейшим уникальным коллекциям был нанесен серьезный ущерб – произведения искусства изымались из музеев для восполнения лакун в коллекции Государственного Эрмитажа или для продажи за границей. В начале Второй мировой войны многие произведения искус­ства были эвакуированы и потом вернулись в восстанавливаемые разрушенные войной дворцы.

Открытка «Амур, стреляющий из лука» Шарль Андре ван Лоо

Отец Ванлоо — Жан Батист (1684–1745) и племянник Луи-Мишель (1707—1771) тоже были художниками.

Ванлоо писал религиозные и мифологические композиции, портреты.

Его художественная карьера началась в 14 лет, когда он приехал в Париж из Италии, где жил с семи лет.

Учился в Риме у Бенедетто Лути, в 1727-1732 – там же во Французской Академии.

В 1732-1734 работает для короля Сардинии и для церквей.

По возвращении в 1735 в Париж становится академиком и делает блестящую официальную карьеру.

В 1735 ему было присвоено звание академика, а в 1737 он получил звание профессора.

С 1752 он профессор Академии, с 1754 — ее ректор. Он был назначен первым художником короля (1762) и директором Академии (с 1763 до конца жизни).

Несмотря на успех и блестящую карьеру, произведения Ванлоо после 1750 подвергали критике за помпезность и фальшь. Тем не менее в 1771 известный ценитель живописи Д. Дидро советовал Екатерине II приобрести картины Ванлоо.

Был одним из главных представителей «большого стиля», самых талантливых исторических живописцев XVIII в., мастером декоративных композиций, которые стали гордостью французского рококо.

Типичным для искусства рококо является «Амур, стреляющий из лука», написанный Карлом Ванлоо в 1761 году. Это произведение пользуется на протяжении двух веков неослабевающим успехом у зрителей, т.к. стрела Амура всегда целится в сердце зрителя, откуда бы он не глядел на картину.
Картина находится в Государственном музее — заповеднике «Павловск».
Первые картины художник создал на религиозные сюжеты. Впоследствии жанры, в которых он работал, были удивительно разнообразными. Ванлоо писал костюмированные и репрезентативные портреты, декоративные панно, исполнял картоны для мануфактуры Гобеленов, создавал произведения на мифологические и религиозные сюжеты.

Он одним из первых стал писать картины в жанре костюмированных сцен на восточные и экзотические темы. Картина «Отдых на охоте» была написана Ванлоо для столовой в малых апартаментах короля в Фонтенбло. На это время приходится расцвет творчества художника.

Другие известные произведения: «Испанское чтение» (1754 — 1761. Эрмитаж, Санкт-Петербург), « Испанский концерт» (1754. Эрмитаж), « Прекрасная садовница» (1750, Собрание Моргана, Нью-Йорк).

Почему Амур изображается ангелочком с луком и стрелами?

Группа «Ляпис-Трубецкой». Из песни:«Знай, это любовь, с ней рядом Амур, крыльями машет… Знай, это любовь, сердце не прячь, Амур не промашет.»

Амур, вроде как пришёл к нам как из Древней Греции. А кто-нито знает почему именно лук и стрелы находились в руках у Амура? Не праща, тоже оружие древнее и широко распространённое в то время, не дротик (метательное копьё), а именно лук со стрелами?

Читать еще:  Андрей орловский сын андреи. Андрей Орловский сейчас

Ну, Ваши мысли по этому поводу? Нет мыслей? Жаль.

А ведь история эта, почему Амур вдруг вооружился луком и стрелами, довольно интересна.
Чтобы разобраться в этом историческом казусе, отмотаем тыщи две с половиной лет назад и посмотрим на древнегреческую армию. Почему казусе? А вот почему.

Посмотрим на армию того времени. Самая многочисленная и наименее защищённая часть воинов — пращники, кидатели камней. Большая часть воинов была вооружена копьями (в основном короткими метательными — дротиками, тяжелая пехота — фаланга была вооружена длинными тяжелыми копьями). Были так же элитные бойцы, вооруженные гнутыми мечами-кописами, а вот лучников… Их не было. Совсем. Ни на юге Греции, ни в колониях Северного Причерноморья, откуда Древняя Греция получала зерно и мясо, не было подходящего материала для луков и стрел, пробивавшего доспех тяжелого воина. Даже острые бронзовые наконечники не помогали.

Лук использовали лишь охотники. И именно лук был главным атрибутом богини охоты древнегреческого пантеона Артемиды. Она же была и хранительницей всех зверей. Защищала их как могла. И поражала всех, кто поднимал руку на беззащитных зверушек. Стреляла из лука, главного оружия тогдашних охотников и рыболовов. Но не пристало даме, да ещё и богине, таскать лук и колчан со стрелами самой. Вот и нашелся оруженосец, махонький пацан, который, то ли из уважения, то либо принуждению, а вдруг божья кара постигнет, и таскал лук со стрелами за прекрасной богиней, не отходя, а точнее не отлетая от неё ни на шаг. Но озорному пацану так надоедало это однообразие, что иногда, когда богиня не видела, он постреливал по сторонам. Именно этот сюжет часто рисовали древнегреческие художники.

Так почему же сейчас несчастные влюблённые так клянут эти стрелы Амура, а счастливые и рады, что в их сердце попала эта… древняя пуля. И почему многие считают, что: «Амур, персонаж древнегреческой мифологии (древнеримское название — Купидон), озорной крылатый малыш, спутник богини любви Венеры. Порхая у ее плеча, поражает сердца людей из своего лука невидимыми стрелами, в результате чего в них вспыхивает любовь.» Из энциклопедии.

Так или почти так думают и многие, многие, многие… Такова, так сказать, официальная точка зрения. И вот здесь и скрывается неправда. В древнегреческой мифологии Амур никогда не был спутником богини любви. Это заблуждение появилось во времена древнего Рима, когда римские легионы завоевали землю древней Эллады. Именно тогда в моду у римской знати вошли древнегреческие сюжеты. И, видимо, римские художники, перерисовывая греческие сюжеты на новый лад, перепутали богинь, ведь Артемида тоже была прекрасна, думаю, не менее, чем богиня любви Афродита (Венерой богиню любви стали называть только в Древнем Риме). И именно тогда Амур стал называться «Купидон» и изображаться не как оруженосец богини охоты, а как спутник богини любви, этакий хулюган, предлагающий эротический массаж, озорной мальчишка-снайпер, что палит без разбора и поражает сердца людей своими стрелами.

А люди потом мучатся. От любви-с…

И благополучно дожил в этой роли до нашего времени.

Источники:

http://artageless.com/history-painting-collection-pavlovsk-palace-696
http://darudar.org/gift/2085727/
http://mywebs.su/blog/interestingly/8379/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: